Интервью 22 октября 2010 г. 13:24

А нужно ли сидеть именно в столице? – Юрген Вилен

Глава немецкого архитектурного бюро Willen Associates Architekten призывает децентрализовано подходить к созданию российских деловых кварталов

Строительство Сити в России необходимо в свете нарастающих темпов конкуренции мировых финансовых центров и глобализации современных российских городов, нужно лишь больше внимания уделять развитию инфраструктуры и деталям реализации самих идей деловых кварталов, как это делается в Германии, считает основатель и руководитель немецкого архитектурного бюро Willen Associates Architekten Юрген Вилен.

Господин Вилен, как вы считаете, готовы ли российские города – особенно Москва и Санкт-Петербург – к глобальной конкуренции с другими мировыми столицами?

Да, из-за глобализации им нужно быть готовым к конкуренции. Работающие по всему миру международные компании, которые, как правило, связаны с нефтяным и газовым бизнесом, готовы отправиться хоть на край света, чтобы работать и производить. Вот и Россия должна быть готова к глобальной конкуренции. Но большая проблема заключается в неустойчивости развития.

Частью современной бизнес-культуры таких международных компаний, как British Petroleum, Mercedes или Toyota является принцип: если им нужен офис, то он должен быть «зеленым», то есть экологичным, энергоэффективным. А такие офисы сегодня в России тяжело найти. Русские считают так: «если мне нужно «зеленое» здание, то я могу посадить пару деревьев, покрасить стены в зеленый цвет – и это сработает». Люди ничего не предпринимают для устойчивого, последовательного развития. В Европе начали задумываться над этим еще в 1960-х гг., и чтобы это стало общим правилом, потребовалось 40-50 лет. Поэтому нельзя сказать, что Россия справится с этой задачей за три-четыре года, но именно в этом направлении нужно развиваться.

Сейчас в мире везде строят огромные кварталы небоскребов. Чем, по-вашему, обусловлена необходимость таких офисных комплексов?

Это обусловлено концепцией «коротких путей».

Что это за концепция?

Сейчас мы работаем над генпланом развития территории старого аэропорта в Омске, и наша цель – зеленый город, город коротких путей. Мы стараемся сделать его очень привлекательным и для пешеходов, и для велосипедистов в летний период, мы пытаемся найти эффективные маршруты для общественного транспорта. И мы стараемся делать многопрофильный проект: это должен быть не просто деловой квартал.

Например, на первом уровне должны располагаться различные магазины и торговые площади, на следующем уровне – офисные помещения, выше – жилые площади и апартаменты. Чуть поодаль – вторая очередь жилья, еще дальше – промышленная зона, индустриальные объекты. И это очень здоровая схема, сберегающая ваше время. Я вижу, как люди передвигаются по Москве, со всеми этими пробками – они тратят половину жизни в дороге!

К примеру, один из наших проектов – центр «Барвиха» в одноименном поселке, где площадь аренды начинается со 100 кв. метров. Людям, живущим там, уже не нужно ехать в офис в центре Москвы. Там есть все, что нужно, включая рестораны, банк, туристическое агентство. И мы стараемся снизить энергопотребление по максимуму.

На ваш взгляд, чего не хватает для бизнеса в Москве и Санкт-Петербурге?

Инфраструктуры. Я регулярно пользуюсь метрополитеном, потому что иначе – из-за пробок – я просто не успеваю быть в нужном месте в нужное время, особенно если на один день приходится несколько встреч. Но метро переполнено, там очень грязно и плохо пахнет.

Есть ли у Санкт-Петербурга потенциал стать второй бизнес-столицей России?

А разве он не является первой такой столицей, только секретной? (смеется). Посмотрите на проекты «Газпрома». Проблема в другом: российские города никогда не строились с учетом того, что по ним будут ездить много автомобилей. Следом за инфраструктурой нужно пространство для машин, парковочные места. А также нужно повышать культуру автомобилистов: каждый водитель считает, что он один на дороге, и поэтому может ездить, как хочет, паковаться, как хочет. Бывает, что две из трех полос заблокированы из-за неправильно припаркованных на обочине машин.

В Москве идея Москва-Сити выглядит гармонично, но планы строительства в Санкт-Петербурге Охта-центра стали предметом ожесточенных споров. Насколько идея «Сити», прототипом которой является Охта-центр, актуальна для Санкт-Петербурга?

Вы знаете, время идет. Римляне не беспокоились о том, что было сделано до них, и что останется после них. Многое было разрушено, изменено, перестроено. Каждый город должен иметь вектор развития в сторону современного, без этого ничего не выйдет. Мне действительно нравятся высотные здания, потому что на малом участке земли можно добиться высокой концентрации всего. Высотные здания похожи на «вертикальный город», и от высоты зависит и эффективность строения, устойчивость. И это укладывается в концепцию «коротких путей». Но, отмечу, эти здания должны быть не просто офисными, или не просто жилыми, а многофункциональными. Иначе мы получим то, что творится сейчас в Москве. Просто офисные высотки – как человеческие легкие: утром – «вдох», здания наполняются людьми, а вечером – «выдох», они пустеют.

А вам нравится «Москва-Сити»?

Это хорошая идея, остается лишь проблема с общественным транспортом. И нужно добавить побольше мультифункциональности. До кризиса этот проект был очень привлекательным, но теперь люди выжидают. Они когда-нибудь непременно снова потянутся, но к этому времени стоит добавить больше жилых площадей, магазинов и прочего.

Старые, исторические здания год от года разрушаются. Если появится высотный квартал, не будет ли это толчком к другому пути развития? Вокруг этого квартала новые современные здания…

Конечно. Но для этого нужен генеральный план развития, на десятилетия вперед. И должно быть определено, что из существующего защищено законом и что нельзя менять.

Какие архитектурные решения наиболее популярны при строительстве высотных зданий?

Повторюсь: устойчивость, инфраструктура. И качество жизни. Именно об этом и нужно думать. Вам хочется тратить по четыре часа в день в пробке, или вы предпочитаете потратить это время в кругу семьи? И, конечно же, вокруг небоскреба должны быть различные удобства. Многие Сити вымирают по вечерам – взять тот же Лондон-Сити. Еще важный момент – все необходимое должно быть в шаговой доступности от места, где вы находитесь, я имею в виду и жилье, и магазины. Старая идея – «спальных районов», торговых кварталов, рабочих кварталов – раньше как-то существовала. Но сегодня, когда как никогда важны проблемы энергосбережения, качества жизни, такая схема просто не работает. Каждый квартал должен быть в какой-то мере автономным.

А может Сити существовать без высотных зданий и смелой архитектуры?

Может, но как долго? (смеется). Дело в том, что люди едут из деревень и малых населенных пунктов в большие города, в погоне за лучшим качеством жизни, насыщенным ритмом жизни, за работой. И эта тенденция будет лишь интенсифицироваться в дальнейшем. Деревня сегодня не привлекает молодых людей. Теперь за город ездят по выходным или в отпуск – отдохнуть от мегаполисов.

Сейчас очень много разговоров о том, как строительство высотного комплекса в Санкт-Петербурге повлияет на сохранение его исторического облика. Есть ли решение этой проблемы? Как в таких случаях поступают в других странах?

Нужно быть очень осторожным с тем, что делаешь в исторических городах. Можно добавлять современные здания, которые удачно впишутся рядом со старыми. Архитектура новых зданий должна быть тихой, не кричащей. Симпатичные детали, хорошие материалы, красивые формы. Изменения должны быть возможны, но они должны быть очень чувствительными. Если этого удастся достичь, то я абсолютно уверен, что в исторических городах повысится качество жизни. Это вопросы проектирования, но дизайн не должен быть эгоистичным. Это должен быть дизайн на основе анализа существующих строений.

Будут ли жилые площади рядом с бизнес-кварталами привлекательными для людей, которые там работают?

Мой дом в пешей доступности от моего офиса, и это просто шикарно! Вот вы идете по симпатичной улице, через парк, и приходите в офис с чистой головой, потому что у вас было время без лишних напряжений привести мысли в порядок. То же самое и вечером: вы приходите домой и чувствуете себя расслабленно, без стресса от стояния в пробке или от поиска места для парковки. Это очень важно. Вы экономите кучу времени и здоровья.

В кризис инвестиционный интерес к проектам вроде Сити логично исчез. Когда он восстановится?

Я уверен, что это случится еще до окончания кризиса. Во время кризиса у инвесторов есть много времени для того, чтобы подумать над проектами, возможно, немного их изменить, сделать их более эффективными. Если глубоко проработать проект, то можно сэкономить кучу денег, и не придется «строить дважды», что порой случается. Однако инвесторы и девелоперы, к сожалению, не пользуются данным временем, они просто сидят и ждут, когда улучшится ситуация. Вот посмотрите на качество некоторых современных строений: здание еще не построено, а уже выглядит так, будто ему 20 лет! На растущем рынке все лишь производят, пытаются все сделать как можно скорее. Никому не хочется тратить время на разработку действительно стоящих идей.

Станет ли петербургский деловой квартал привлекательным для российского и зарубежного бизнеса? Москва перегружена, а Петербург, с другой стороны, «северная столица» России.

А нужно ли сидеть именно в столице? (смеется) Да, это престижно. Но, например, в Германии все децентрализовано. Берлин – это политическая и культурная столица. Франкфурт – финансовый центр. Мюнхен и Дюссельдорф – индустриальные города. И все находят все, что им нужно. Петербург может стать местом для «энергетических» людей. Здесь рядом море, трубопроводы, недалеко Финляндия и Швеция. То есть Санкт-Петербург имеет многие точки соприкосновения. А децентрализация бизнеса – это хороший толчок для развития городов помимо столицы.

А какие еще российские города имеют потенциал для интенсивного развития?

Это города вдоль старых торговых маршрутов. Например, Омск, Екатеринбург – они определенно имеют потенциал к развитию. Другой вопрос, что Россия – это самая большая страна, у вас огромное количество земли. И вся она пустует. Если все будут рваться в Москву – то вы видите, что происходит уже сейчас. Конечно, есть другие способы коммуникации, электронные, например. Но людям нужно видеть друг друга, это создает атмосферу, которую нельзя создать общением по интернету, телефону или видеосвязи. И инфраструктура, то есть, дороги, авиасообщение, между городами сегодня важна как никогда.

Беседовал Арсений Меситов

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще