Интервью 13 марта 2012 г. 12:21

Я уверен, что объем инвестиций в Москву вырастет - Марат Хуснуллин

Заместитель мэра Москвы, глава столичного стройкомплекса знает как эффективно вести работу с инвесторами

В Каннах завершилась 23-я Международная выставка недвижимости MIPIM-2012, в которой приняли участие 1866 строительных компаний, 4200 инвесторов. Серьезную работу в этом году на выставке провела и делегация правительства Москвы. Конференции Moscow Calling, круглые столы и даже традиционный прием столичных властей - все было направлено на конструктивный диалог города со строителями. О своих впечатлениях от выставки, о том чего ждет от инвесторов город и чего ждать инвесторам от города рассказал глава делегации, заместитель мэра Москвы, руководитель столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин.

Марат Шакирзянович, как вам MIPIM-2012? Каковы ваши впечатления от выставки?

Я на MIPIM был несколько раз, присутствовал здесь от региона, где раньше работал, поэтому представление о выставке у меня есть. Я считаю MIPIM очень полезным мероприятием. Выставка дает возможность людям обменяться мнениями, посмотреть, где кто чего достиг. Здесь можно найти много достаточно полезного. Например, мне очень интересен опыт Большого Парижа (на выставке был представлен павильон с концепцией развития территорий, примыкающих к французской столице по аналогии с Новой Москвой – ИФ). Я посмотрел как представлены другие регионы России, посмотрел как иностранцы представляют себя зарубежным инвесторам, посмотрел как у них работает система привлечения инвестиций. Мне кажется это довольно важная информация, опыт.

Во-вторых, когда такая высокая концентрация профессионалов на квадратный метр, то обязательно получается высокий синергетический эффект. Все это вместе выдает определенный продукт. Прежде всего, это мысли, это идеи, это опыт, который можно использовать у нас. Поэтому я считаю, что польза от мероприятий в рамках выставки очень большая.

Какие решения на перспективу вы взяли для себя на заметку?

Прежде всего, я думаю, что в следующем году мы в целом несколько иначе подойдем к вопросу участия в Каннской выставке.

Что вы имеете в виду?

Уверен, что Москва и Московская область должны выставляться на MIPIM вместе. Мы обсуждаем сегодня Московскую агломерацию. Это единый живой механизм, хоть он и разделен пока еще административными границами и барьерами. Например, тот же опыт Большого Парижа указывает, как найти баланс интересов разных муниципалитетов. Они, кстати, предыдущие годы тоже выставлялись порознь, каждый муниципалитет, каждый проект, каждый оператор рынка презентовал свою работу отдельно. В этом году они впервые объединились. Нам тоже нужно об этом думать, потому что освоение Новой Москвы это единый проект с множеством участников.

На MIPIM приезжают в поисках инвесторов. Как вы считаете, после выборов президента России, с появлением определенности рыночных перспектив, инвесторы будут более активными в отношении Москвы?

Безусловно. Любые инвесторы в первую очередь смотрят на политическую стабильность.

Я не аналитик, чтобы строить прогнозы, но могу сказать, что у нас объемы строящейся недвижимости будут не меньше, чем в предыдущий год, следовательно, поток инвестиций в Москву увеличится.

Учитывается ли в этих прогнозах та экономическая ситуация, которая сложилась сегодня в Европе?

У нас на самом деле ситуация-то очень хорошая. У нас есть большие заделы, у нас много проектов в работе, плюс начинается освоение новой территории Москвы, плюс ряд проектов, которые мы начали реализовывать по госпрограммам. Я уверен, что объем инвестиций в Москву вырастет. Мы ждем инвесторов.

Сколько в Москве планируется вводить жилья в этом и следующем году?

В 2012 и в 2013 годах мы пока ставим себе минимальную планку – без учета застройки Новой Москвы будем строить 2,5 млн квадратных метров жилья ежегодно.

С новой территорией, думаю, в 2013 году будем строить чуть больше трех миллионов квадратных метров жилья.

Судьба скольких из 1175 инвестиционных контрактов, рассматриваемых специальной комиссией во главе с мэром Москвы, решена к настоящему моменту?

Осталось порядка 300 наиболее сложных, тяжело реализуемых контрактов. Сейчас решается их судьба.

Вы говорили, что город будет привлекать инвесторов в проекты, связанные с транспортной инфраструктурой. В частности, речь шла о транспортно-пересадочных узлах, об увязке их с железнодорожными путями. Для чего это делается?

Для того же, что и во всем мире. Мы хотим сделать нормальный цивилизованный рынок, чтобы инвесторы получили направления работы, подготовленные территории, с которыми можно было бы нормально работать, что бы инвесторы платили налоги, создавали комфортные условия для пассажиров и так далее. Подчеркну, что работа в этом направлении идет совсем недавно.

Западные инвесторы проявляют интерес к таким проектам?

Для того, чтобы они проявляли интерес, надо сначала проект довести до степени понимания западными инвесторами. А пока у нас Генплан требует корректировки, проекты планировок до конца не выпущены, то есть мы понимаем общую концепцию, но такой документации, чтобы сказать инвесторам: «вот документация, вот транспортно-пересадочный узел, приходите и стройте», у нас пока нет. Сейчас есть график, согласно которому необходимо разместить 90 транспортно-пересадочных узлов, связанных с железной дорогой, c метро, с автомобильными дорогами, по ним идет проработка. По мере этой работы, я уверен, подключатся и инвесторы.

Какова ситуация с подготовкой площадок под проекты? Вы говорили, что будете продавать их инвесторам абсолютно подготовленными.

Да это так. Чтобы не получилось, как с целым списком баварских инвесторов, которых несколько лет назад пригласили в Москву, и они пришли с хорошими проектами. Сейчас начали ими заниматься, а на участке оказались гаражи, где оформлено право собственности, выяснилось, что градостроительной документации нет, еще и транспортная схема вдобавок. Зачем такие проекты предлагать инвесторам? Кроме негатива, они ничего не вызовут. В итоге мы сейчас с этими инвесторами пытаемся как-то решить проблему, фактически там из 30 участков всего 3-5, на которых можно что-то построить. Мы смотрим какие инвесторами понесены затраты и что можно для них сделать. Ведь они строят те объекты, которые действительно интересны городу, например, гостиницы «три звезды» и нормальные недорогие офисы.

А офисы в Москве сейчас можно строить?

Конечно. У нас ограничения на строительство офисов только в центре. В городе, главное, чтобы не посередине автомагистрали, пусть строят сколько хотят.

Беседовал Арсений Меситов

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще