Конкуренция за квадратные метры уже закончилась – Вениамин Голубицкий

16 марта 2012, 13:51

Президент Группы компаний «РЕНОВА-СтройГруп» уверен, что теперь игроки рынка жилищного строительства будут конкурировать за условия жизни

По итогам международной выставки недвижимости MIPIM-2012, прошедшей в начале марта во французских Каннах, строительный холдинг «РЕНОВА-СтройГруп» показал рекордные результаты (по количественному и качественному показателям) по мероприятиям, проведенным в рамках деловой программы выставки. Президент «РЕНОВА-СтройГруп» Вениамин Голубицкий в эксклюзивном интервью «Интерфаксу» рассказал об отношениях с инвесторами, влиянии политических процессов на рынок жилья, метаморфозах в рядах покупателей квартир и сделал прогнозы на будущий год.

Вениамин Максович, какой, по-вашему, в этом году курс у MIPIM? Какие тенденции, ощущения от выставки?

Во-первых, сразу бросается в глаза насыщенная программа русского MIPIM. Кроме того, в этом году хорошо видно, как к российским участникам приходит понимание того, зачем они приезжают на MIPIM. Если раньше это было «на мир посмотреть, себя показать», то сейчас есть конкретные задачи. Конечно, далеко не все еще умеют «упаковывать продукт», но стремление к этому прослеживается. Я вижу большой интерес международных инвесторов к России. Это не случайно. В условиях нестабильности Европы инвестиционный сегмент бизнеса явно присматривается к России. Сегодня главный ответ, который они ждут от нас — это хеджирование страновых рисков. Как только инвесторы получат ответ, они сразу же устремятся к нам.

В наборе страновых рисков есть политическая часть, с которой все стало ясно по результатам прошедших президентских выборов. Но есть риски и инструментальные. Сегодня Вы видите, что у многих банков нет должного финансового продукта для нашего сектора. Банки чувствуют, что девелоперы нуждаются в таком продукте, но, с одной стороны, они напуганы кризисом, а с другой, просто не обладают достаточными технологиями.

Единственный сегмент, который бурно развивается в сторону конкуренции — это ипотека.

Если говорить о рисках, которые сегодня существуют на финансовых рынках Европы. Возможно ли, что эта ситуация отразится и на нас?

Мне трудно делать макроэкономические прогнозы. Но со своей позиции я вижу некоторые вещи, которые обнадеживают. Первое, сегодня в России иная банковская система, если сравнивать с 2008 годом. И я считаю, что во многих отношениях она доказала свои преимущества. Более того, может быть, как раз неразвитость этой системы на тот момент сыграло ей на пользу. Я говорю про активное участие государства. Второе, в последнее время, как Вы заметили, выборы в России стали более социализированные. Война шла за большинство населения, а для этого большинства вопросы жилья приоритетны.

Владимир Путин говорит сегодня, что в России появился исторический шанс этот вопрос решить, и это не просто слова, не популистский заход. Это то, что действительно значит сегодня для политика, который хочет оставаться у стабильной власти. Убежден, и опыт 2008 года доказывает, что в кризисный момент этот сегмент рынка будет защищен как никакой другой. Потенциал огромен. Плюс есть программы по закупке жилья для военнослужащих, полицейских, переселенцев с Севера, чернобыльцев и т.д. Получается, у нас и близко нет европейских показателей по обеспеченности жильем, а запрос на эти показатели уже есть, потому что, с точки зрения роста доходов и социальной защищенности, население уже готово жить так, как живут в Европе.

Государство, чтобы стабилизировать ситуацию, обращается к таким решениям. Оно идет на закупки, на преференции, потому что понимает, что сегмент жилищного строительства находится внутри государства, основные инвесторы в нем не с острова Мэн, а значит, это налоговая составляющая, занятость. Сегодня это четко поняли регионы. Плюс на рынке отсутствуют профессиональные игроки, нет нормального банковского продукта, фондов прямых инвестиций, поэтому ниши открыты, и существует высокая доходность на вложенный капитал.

Я думаю, что именно этот год может дать всплеск в сегменте жилищного строительства, который в значительной степени кризисоустойчив.

Сейчас в разрезе спроса определился новый вид такого «придирчивого» покупателя. Застройщики вынуждены были пойти на индивидуализацию жилья. Время панельных типовых многоэтажек прошло, зато появились форматы квартир для студентов, творческой интеллигенции, бизнеса и даже одиноких женщин. Как Ваша компания работает в этом направлении?

Дело в том, что время конкуренции за квадратные метры подходит к концу. Сегодня становится актуальной конкуренция за условия жизни, а не за квадратные метры. Покупатель сегодня хочет, чтобы локация рынка была связана с зеленой зоной, чтобы строительные и эксплуатационные технологии были экологичны, чтобы безопасность в проекте была в приоритете. Все эти факторы сегодня очень важны. Я наблюдаю, что все больше девелоперов, если раньше экономили каждую копейку, зачастую даже на материалах, теперь понимают, что это больше не работает. Традиционные понятия классов эконом, бизнес и элит перестают существовать. Появляется индивидуальная работа. Есть общие ценности, которые можно и нужно обеспечить в продукте.

У отдельно стоящего здания в Москве невозможно обеспечить экологичность, хоть из золота его постройте и сделайте герметичным, как подводная лодка, не накачаете Вы туда лесной воздух и воду из горного источника не протянете. Можно внедрить 20 систем очистки, и все-равно вода не будет такой, какая она в колодце.

Зато все это мы можем предложить на отдельно взятой территории. И люди быстро привыкают к хорошему. Если народ видит, что Вы предлагаете ему лифты OTIS и подземную парковку, то для него это становится нормой.

Ваша компания — пионер в этой теме. Вы, например, реализовали мега-проект с использованием новых форм и технологий («Академический») в Екатеринбурге.

У Вас есть какая-то перспективная программа по площадкам, например, на территории Новой Москвы?

Нас в качестве экспертов позвали на слушания по развитию территории ЗИЛ. Наша позиция там нашла подтверждение. Шли дискуссии, чему там быть: производственной площадке, офисному центру или еще чему-то. Победила концепция mixed-use, о чем мы говорили с самого начала. Мы говорили, что здесь должно быть жилье, занятость, а значит и офисные пространства, социальные объекты. Ведь главное, что люди не должны ездить получать услугу за тридевять земель. Москва должна сегодня делать так, чтобы предоставление услуг осуществлялось по месту жительства. Причем к услугам я отношу и занятость населения. Если у тебя не уникальная работа, то зачем работать именно в городе? Должны быть парки, чтобы было, куда пойти погулять с детьми, дети должны учиться у дома, а не за несколько километров от него. Когда есть большая территория, там должно быть все. Мы надеемся, что развитие ЗИЛа будет происходить именно так. Эта концепция уже победила, потому что два отобранных проекта предполагают жилье, высокотехнологичное производство, офисы, социальные объекты и так далее.

Нас пока только одно пугает в отношении Большой Москвы — это то, за что будут конкурировать девелоперы. Если сейчас мы примем какую-то концепцию и будем считать, что девелоперы должны конкурировать за конкретный дом или офис, то концепция развалится. Я не говорю о том, что инженерные сети и все остальное кто-то должен «склеить», чтобы было понятно, как это все будет организовано.

Ваши прогнозы на будущий год? Каковы Ваши ожидания от года, политического цикла, какие времена приходят для рынка?

Я думаю, что ключевым словом на этих выборах работало слово «стабильность». При таком политическом расслоении, которое сейчас обозначилось, мне кажется, непобедимым был именно этот тезис. Весь политический спектр — от левых до правых — клялся стабильностью. Те, кто выходили на демонстрации, говорили, что не хотят революций, а хотят стабильности, и те, кто выступали против тех, кто выступал на демонстрациях, говорили, что последние вредят стабильности. Это очень важный для бизнеса сигнал и тренд. Население хочет стабильности. И для экономики это хороший маячок, и для тех, кто смотрел из вне, и для бизнеса внутри страны. Люди хотят нормально жить. Будущий год, думаю, пройдет под знаком решения задачи по созданию комфортных условий жизни. Причем, этот вопрос будет решаться не на уровне Москвы и Садового Кольца, это будет по всей России.

То есть работы строителям хватит?

Я думаю, что работы хватит, и, думаю, что работы даже больше, чем тех, кто ее в состоянии выполнить.

Каких результатов Вы ждете от MIPIM?

Мы сегодня активно взаимодействуем с инвесторами, видим огромный интерес к нашим проектам. От MIPIM ждем того, что в свои проекты введем международного девелопера. У нас ушли годы на объяснения инвесторам, что у компании есть для рынка готовый инвест-продукт со всеми необходимыми атрибутами. Мы не просим у рынка преференций, а говорим, что продукт емкий с точки зрения инвестирования и гарантирован с точки зрения результата. Гарантированность вложений в такого рода проекты очень высока, мы об этом говорили. Рынок огромен. Этот пирог очень большой, нам не съесть его в одиночку. Именно поэтому все наши усилия сейчас направлены на создание нормальной инвестиционно-финансовой модели работы для участников рынка, которая позволит нормально впитывать инвестиции.

Сколько жилья Вы планируете строить ежегодно?

Минимум 1 миллион квадратных метров. Сегодня столько строит крупная область-миллионник в России. Мы сейчас диверсифицируем продукт, если раньше ориентировались только на города-миллионники, то сегодня понимаем, что комплексное освоение тоже нужно диверсифицировать. Для миллионника нужен миллион «квадратов», а для городов, вроде Ярославля, нужно построить полмиллиона, что в соотношении c первым вариантом — то же самое с учетом количества жителей, миграционных потоков и всего остального. Вся Россия может представлять рынок. Для нас важнейшая задача — окончательно убедить власть. Уже в любой нормативной базе есть документ о комплексном освоении территорий, и, мы считаем, во многом это наша заслуга. Но структурированность, обеспеченность правовым ресурсом самой технологии комплексного освоения территорий пока недостаточна. Я надеюсь, что в этом году полноценная правовая база будет сформирована, и работа развернется в новом русле.

Беседовал Арсений Меситов


Горячие
темы

Курс валют

USD

92,26

- 0,33

EUR

99,71

- 0,56

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

272,166
($2,975)

Курс валют

USD

92,26

- 0,33

EUR

99,71

- 0,56

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

272,166
($2,975)

Бюджет покупки

(по bnMAP.pro)

20,973,000
$227,325

-0.077%

%

Подписка