Строить для нас не самоцель: планов и возможностей больше, чем мы способны освоить — Хуснуллин

6 августа 2014, 10:32

Глава столичного стройкомплекса рассказал о том, что произошло в отрасли за год и о том, какие перспективные задачи ставят перед собой строители

Москва. 6 августа. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — 10 августа в России отмечается день строителя. В преддверии профессионального праздника глава столичного стройкомплекса, заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин встретился с членами клуба "Главных редакторов". Он побеседовал с журналистами о самых важных строительных объектах города и рассказал о планах на будущее.

Строительная отрасль в Москве постоянно под прицелом критики. Кто-то говорит, что строят много, кто-то, что слишком дорого.

Строить для нас не самоцель. Планов и возможностей больше, чем мы способны освоить. При этом стоимость строительства за последние годы упала на 25%, а строить стали вдвое быстрее. Это не значит, что строители отказались от сверхприбылей — никаких сверхприбылей не было: стоимость снижена благодаря иному подходу, экономике и пересмотру проектных решений. Сейчас рентабельность составляет 5-7%. Хорошо ли это? Для бюджета — да, для отрасли — не очень. И я как руководитель это понимаю. Слишком низкая рентабельность это путь в никуда, поскольку компании не могут развиваться, обновлять техническую базу, обучать работников. Да, это учит работать в условиях жесткой конкуренции, но, по моему мнению, нужно давать людям зарабатывать и развиваться, иначе обновления не будет.

Как отразятся на строительном комплексе Москвы санкции?

Пока мы их не чувствуем, но можем почувствовать. Наглядный пример влияния политических событий — поставка тюбингов для строительства метро. Проблемы с поставщиками заставляют нас сдвигать сроки возведения объектов, а заказ у другого производителя может быть выполнен не ранее, чем через 6-8 месяцев.

Что касается непосредственно санкций, то они могут коснуться нас косвенно. Естественно, санкции затронут банковский сектор, что не может не отразиться на кредитовании, повышении уровня ставок. Но мы к этому готовы: у нас разработан комплекс антикризисных мер, который позволит избежать остановки строительства объектов и появления недостроев.

Какие объекты стройкомплекса можно назвать приоритетными в этом году?

Огромное внимание уделяется строительству метро. За три года построено 25 км новых линий, 13 станций и три депо. Это самый внушительный результат за всю историю возведения метрополитена в Москве. В ближайшие три года, благодаря существующему заделу, мы планируем построить не менее 50 км метро.

Но сейчас меня больше интересуют не темпы возведения метро, а его безопасность. Ситуация с аварией в московском метро не дает мне покоя. Я хочу не просто выяснить причину аварии, но и понять, что можно сделать, чтобы потенциально избежать подобного в будущем.

Что касается стоимости, то мы проанализировали аналогичные показатели в мире и убедились, что мы строим по абсолютно конкурентным ценам. Это подтверждает и тот факт, что у нас есть предложения о строительстве метро в других странах, но мы пока не хотим распылять силы.

Удастся ли благодаря высоким темпам строительства метро решить транспортные проблемы города?

Общественный транспорт — это единственное решение транспортных проблем города. А метро является приоритетным видом. Кроме того, планируется развивать пассажирское железнодорожное сообщение на территории города — утверждена программа по строительству 250 км железнодорожных путей (это одна из самых крупных программ для мегаполисов мира).

В 2015-2016 гг. по совокупным объемам ввода метро и железных дорог мы обойдем такие мегаполисы как Пекин и Шанхай. Правда, сохранить лидерство будет сложно: они поставили перед собой задачу выйти на строительство 80 км метро в год и 20-30 км железных дорог. Это колоссальный темп.

Кроме того, по количеству строящихся автомобильных дорог мы вышли за три года на объем 80-85 км в год. Для сравнения в 2008-2009 годы вводилось всего 23-30 км. Так что мы двигаемся параллельно в строительстве дорог, железнодорожных путей и метро.

Не могу не отметить, что за три прошедших года мы добились того, что транспортная ситуация в городе не ухудшилась. А ведь у нас была реальная угроза того, что город мог "встать" в одну большую пробку.

Возведение недвижимости идет такими же ударными темпами?

В прошлом году мы ввели 8,6 млн кв.м., в этом году выходим на 9 млн. Много это или мало? Все, конечно, познается в сравнении, но, на мой взгляд, это очень много даже для мегаполисов (а если сравнить мировые мегаполисы, то мы по количеству вводимой недвижимости Москва находится в первой пятерке).

Среди особенностей стоит отметить тот момент, что политика полицентричного развития начала приносить заметные результаты: рабочие места стали создаваться ближе к окраинам. Если посмотреть объем, то из 9 млн кв.м. около 3,5 млн кв.м. придется на жилье, а всё остальное, по сути, — рабочие места. Это позволит увеличить объем налоговых сборов, необходимых для выполнения социальных обязательств города. И самое главное, что, несмотря на пересмотр градостроительной политики и отмену контрактов на 20 млн кв.м., мы не потеряли объем инвестиций.

В целом, в городе выдано разрешение на строительство 42 млн кв.м. недвижимости. Это очень приличный задел на несколько лет вперед.

Вероятно, что высокие темпы строительства помогает поддерживать и "новая" Москва?

Новая территория развивается очень активно. Там уже построено около 2 млн кв.м. недвижимости (жилья и мест приложения труда — ИФ). Очень важно, что там стали создаваться новые центры деловой активности. Например, в августе откроется деловой центр в Румянцево, рассчитанный на 30 тыс. новых рабочих мест — практически средний российский город. Он построен за два года.

В "новой" Москве 12 подобных точек роста, и все они активно развиваются. За три года там появится 100-150 тыс. новых рабочих мест. А через 20 лет там будет город на 1,5 млн жителей с 1 млн рабочих мест. Москва получила 20-летнюю перспективу.

А как будет жить Москва в прежних границах?

Чтобы город хотя бы не старел и не ветшал, в нем нужно строить ежегодно 8-10 млн кв.м. новой недвижимости. А чтобы кардинально обновляться — 10-15 млн.

Что касается ветхого жилья, то в Москве осталось снести 230 пятиэтажек первого периода индустриального домостроения. В 2015 году мы закончим основной объем и у нас останется 40-45 пятиэтажек, которые предстоит снести в 2016 году. Я считаю, что эта программа очень сложная, но необходимая. Уже сейчас мы начинаем обсуждать программу сноса следующих серий, которая начнет работать с 2017 года.

Что касается центра, то его необходимо привести в порядок, сделать цельным и законченным, чтобы у людей было желание сюда приходить. Нужно, чтобы ни одного заброшенного объекта не осталось. Тогда повысится капитализация как района в целом, так и отдельных зданий.

Что касается нового строительства, то в этой части уделяется огромное внимание архитектурному облику. За год мы провели 12 международных конкурсов, в том числе конкурс на концепцию развития Зарядья, набережных Москвы-реки. Что касается последнего, то в рамках проекта планируется возвести пять новых мостов: не менее трех автомобильных и два пешеходных, в том числе "легкий" в районе "Красного Октября".

И вообще, мое личное мнение, что в центральной части города не только возможна, но и необходима круглогодичная навигация по реке.

В Москве появился новый деловой район. Станет ли он общественным центром?

В район "Сити" вложено очень много сил и средств для того, чтобы он получился. В частности, на решение транспортной проблемы этого узла город потратил 100 млрд рублей: станцию метро "Деловой центр" с Раменками соединит новая линия, будет построена платформа МКЖД, пройдет северный дублер Кутузовского проспекта. Кроме того, еще одна ветка соединит деловой центр с Нижней Масловкой с последующим выходом на третий пересадочный контур. В общем, симбиоз из метро, дорог, общественного транспорта и других мер позволит этой территории стать транспортно доступной.

Что касается моего личного восприятия проекта, то я считаю, что у каждого мегаполиса Сити должен быть. Более того, в половине мегаполисов именно Сити является одной из визитных карточек. Я думаю, что со временем так будет и у нас. В следующем году мы закончим там обустройство городской площади одновременно с завершением строительства киноконцертного зала-трансформера. Инвестор (структуры М.Прохорова — ИФ) планирует сдать зал в 2015 году. Проект обещает быть неординарным в части архитектурного решения, и мы даже приняли решение несколько переделать с учетом его особенностей городскую площадь. Вообще, качественный киноконцертный зал городу нужен. Его открытия ждут все.

Еще один зал высочайшего уровня для исполнения симфонической музыки должен появиться на территории парка Зарядье. Этот зал будет интегрирован с парком в летний период — сейчас мы работаем над техническим решением. Вообще, я думаю, что Зарядье станет одним из лучших проектов мира.


Горячие
темы

Курс валют

USD

92,26

- 0,33

EUR

99,71

- 0,56

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

272,166
($2,975)

Курс валют

USD

92,26

- 0,33

EUR

99,71

- 0,56

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

272,166
($2,975)

Бюджет покупки

(по bnMAP.pro)

20,973,000
$227,325

-0.077%

%

Подписка