Сергей Пахомов: Сергиев Посад станет "медленным городом", а центром активности станет свой "Сити"

9 сентября 2014, 13:41

По мнению главы Сергиево-Посадского района, город имеет все возможности, чтобы быть столицей Православия

Москва. 9 сентября. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — На выставке "Строительная неделя Московской области — 2014", прошедшей в начале августа, была представлена новая концепция развития Сергиева Посада. Как отметил министр строительства и ЖКХ Михаил Мень, согласно этой концепции исторический центр города будет освобождаться от административных помещений, развиваясь по принципу "медленного города". А на свободных территориях в юго-западной части Сергиева Посада возникнет новый микрорайон ("Сити"), который станет центром деловой активности.

О подробностях проекта "Интерфаксу" рассказал один из авторов концепции, глава Сергиево-Посадского района Сергей Пахомов.

— Сергей Александрович, где родилась идеология этого проекта?

Концепция этого проекта, в представленном виде, родилась здесь, в Сергиевом Посаде. Несколько лет назад мы с нынешним министром строительства и ЖКХ Михаилом Менем — кстати, он тоже родом отсюда — начали обсуждать общую идеологию. После своего избрания главой района, я рассказал об этой идее губернатору Московской области Андрею Воробьеву и заручился его поддержкой.

Надо заметить, что сама идея "Сергиев Посад — столица православия" возникла не вчера и не у нас, и в разной степени ранее публично обсуждалась. Но замечу, что только сегодня она обрела более-менее реальные очертания не только в идеологическом, но и в архитектурно-планировочном плане.

Анализ организации мировых духовных столиц показывает, что они устроены особым образом. Можно выделить несколько составляющих, главными из которых являются: центр политического влияния, центр паломничества и туризма, миссионерский и образовательный центр и центр искусств.

Реализация этих составляющих в одном городе приводит к синергетическому эффекту. Так возникали и существуют Ватикан, Мекка, Иерусалим и другие духовные столицы. Сергиев Посад имеет все основания для формирования здесь столицы Православия.

Конечно, сегодня для нас одно из основных направлений — это развитие города как центра паломничества и туризма. Город и его окрестности изобилуют святыми и чудесными местами, которые необходимо обустроить, а также другими достопримечательностями, связанными с историческими событиями, знаменитыми людьми и так далее. Вместе с тем, наличие Духовной академии с недавно построенными новыми корпусами общежитий, уникальных школьных учебных заведений в городе, позволяет говорить о потенциальном развитии города как образовательного и миссионерского центра. Если говорить о культуре и искусстве, то естественными направлениями для Сергиева Посада являются развитие художественных (изобразительное искусство, народные промыслы и ремесла, игрушка) и литературных традиций, традиций духовной музыки, музейных проектов, проведение фестивалей искусств.

— Сможет ли город в сегодняшнем виде претендовать на такой высокий статус?

Это извечный вопрос о том, что же всё-таки первично. Стоит признать, что Сергиев Посад на сегодняшний день всё ещё нельзя назвать комфортным ни для жизни, ни для туристов, которые приезжают посмотреть Троице-Сергиеву лавру. Туристы и паломники не имеют возможности комфортно посетить ни саму Лавру, ни близлежащие святыни, ограничиваясь двух-трёхчасовым пребыванием в городе и, как следствие, общий туристический поток ничтожен, а город является не туристическим, а экскурсионным. Жители города, в свою очередь, испытывают серьезные неудобства, так как в связи с безобразной градостроительной политикой местных властей в последние 15-20 лет в центре Сергиева Посада сконцентрировалась буквально вся административно-деловая и торговая часть города. На все вышесказанное накладывается устаревшая дорожная сеть и отсутствие физической возможности кардинального ее развития в центральной части города.

Как итог, сегодня сложилась ситуация, когда жизненно необходимо начинать радикальные изменения в устройстве города. Для развития нам нужны новые территории, город должен развиваться по периметру, строить в центре мы больше не можем.

— В Сергиевом Посаде есть одна особенность — это город одной дороги. Главная улица города — проспект Красной Армии (Ярославское шоссе) — всё чаще стоит в пробках. Будет ли решена эта проблема?

Это правда. На первый взгляд, чтобы разгрузить центральную улицу, нужно убрать транзитный столичный транспорт. Да, это надо сделать, но кардинально ситуация не изменится. Центральная часть города загружена постоянно и происходит это из-за того, что жителям города и района практически каждый день нужно приехать за чем-то в центр города — купить что-то или, например, оформить документы. Добавьте сюда туристов и получаем настоящий коллапс. Как итог, убрав только транзитный транспорт, мы проблему трафика системно не решим.

В какой-то момент возникла правильная идея сделать объездную дорогу, которая связала бы две крайние точки города: въезд со стороны Москвы — поселок Лакокраска, и район Углич — выезд на западе города. Но для того чтобы системно разгрузить центральную часть города, нужно, в том числе, вывести из нее основные объекты, куда люди приезжают каждый день. Так мы пришли к варианту, что, по сути, нам необходимо строить в новом месте так называемый «Сити». Это будет центр деловой активности и жизни, а исторический центр останется для туризма, культуры, пеших прогулок. Это общемировая практика.

— Где планируется построить эту часть города?

У нас есть свободные территории для этого проекта. Это примерно 300-350 гектар в черте города, на въезде со стороны Москвы, и еще около 800 гектар в непосредственной близости. Более того, проектируемая объездная дорога разделит упомянутые городские участки на две части. Сегодня эти земли принадлежат одному из федеральных учреждений, но в интересующей нас части не используются по назначению. В любом случае, инвестиционная привлекательность этих территорий будет только расти.

— Как земли неработающего федерального унитарного предприятия будут вовлечены в оборот?

Через Фонд содействия развитию жилищного строительства. Процедура передачи земель в фонд РЖС уже запущена. Естественно, мы начали этим заниматься только после того, как выработали определенные предпроектные решения, обозначили конкретные цели.

— На каких принципах вы планируете развивать город?

Сегодня мы отказываемся от точечной застройки центральной части города и будем системно развиваться на новых территориях, в идеале — на обозначенных мной участках должен появиться так называемый "Сити", центр деловой активности. А исторический центр города необходимо отдать именно тому, чему он и должен быть посвящен — туризму, отдыху, культуре... Конечно, мы не заявляем, что туризм для нас единственная точка развития, у нас и промышленные традиции сильные, но не использовать туристическую составляющую в Сергиевом Посаде — это преступление. Необходимо сделать так, чтобы туристам в любой день было удобно приехать и провести здесь несколько дней, а жителям было удобно жить и отдыхать. Для этого мы должны вывести из центра все, что не имеет отношения к туризму, отдыху и соответствующим развлечениям. Куда все это должно переехать, я уже сказал.

— Это хорошая идеология. Она похожа на те принципы, по которым власти Москвы развивают город на новых присоединенных территориях.

Только в техническом плане. Идеология нашего проекта все-таки в другом. Основная точка развития нашего города — Троице-Сергиева Лавра — центр православия в сознании и душе подавляющего большинства верующих людей. Сергиев Посад должен стать таким центром по праву, но для этого необходимо, чтобы город отвечал требованиям, о которых я говорил в начале. В идеале, мы должны превратить исторический центр города в большой культурно-заповедный комплекс, который функционально соответствовал бы задачам столицы православия. Как результат — новая градостроительная политика.

— Когда Михаил Мень кратко рассказывал о концепции, он упомянул понятие «концепция медленного города». Расскажите об этом подробнее.

Мы долго думали, кого пригласить для консультаций по реконструкции центральной части города и остановились на кандидатуре Александра Викторовича Кузьмина, бывшего главного архитектора Москвы. Сегодня он возглавляет НИЦ "Строительство" и имеет, безусловно, колоссальный опыт работы с исторической средой. Именно он предложил взять за основу концепцию так называемого «медленного города». Сейчас многие города туристической Европы реконструируются по этому принципу. Его суть заключается в том, что движение — будь то пешеходное или автомобильное — в центральной части города притормаживается, количество машин уменьшается. Такая концепция связана с серьезной реконструкцией транспортной инфраструктуры, с появлением гораздо большего количества пешеходных маршрутов и точек туристического и рекреационного притяжения. О том, сможет ли в будущем передвигаться по центральной части города частный транспорт или только общественный, пока говорить рано, это уже конкретные проектные решения. Примеров европейских городов, где жители и транспорт живут весьма дружно, предостаточно.

— Пешеходная часть территории «медленного города» будет начинаться с поворота на улицу Ильинская, которая идёт вдоль стены Троице-Сергиевой лавры?

Возможно. Это подразумевает строительство необходимого количества парковок, чтобы, приехав, человек мог спокойно оставить машину и погулять. Сама пешеходная территория уже исторически сформировалась — это центральная часть города около трех километров по протяженности. Кроме того, в нашей общей концепции есть и более продолжительные пешеходные маршруты, идущие по естественному рельефу, вдоль рек, до Черниговского скита, до так называемого Загорского озера и так далее. Погулять будет где.

В принципе, мы не говорим сегодня ни о какой радикальной перестройке центра города. Нет. Революций не будет, но, конечно, немного переустроить центральную часть города придется. Если проект получит жизнь, то бизнес, который здесь живет и работает, думаю, сам с удовольствием много что перестроит.

— Вы сказали об инвестиционной привлекательной составляющей того места, куда переедут учреждения с административными функциями. Но не только администрация привлекает инвестиции. Рассчитываете ли Вы, что сами предприниматели потянутся туда, когда появится удобный транспортно-пересадочный узел?

Конечно, администрация должна уехать из центра города, в первую очередь, чтобы потянуть за собой остальных. Впоследствии на месте этого здания может появиться, например, гостиница, музей или театр. Но это вопрос открытый.

Сегодня Сергиев Посад имеет ж/д вокзал, который 30 лет назад отвечал всем требованиям не только градостроительной политики, но и здравого смысла. Но сейчас там все застроено торговыми центрами — на одном квадратном километре их наберется с десяток. Плюс узкие дороги, огромное количество транспорта, колоссальный поток людей, то есть ни о каком комфортном пребывании не может быть и речи.

Какой мы видим выход? Новые территории очень удачно пересекает железная дорога. Буквально в одном километре в сторону Москвы находится небольшая ж/д станция. Если предположить возможность переноса этой станции чуть ближе к городу, то получился бы прекрасный транспортно-пересадочный узел. На одной территории пересеклись бы и новый деловой центр города, и объездная дорога, и новая ж/д станция "Сергиев Посад", которая как раз и могла бы выполнять функции главного городского вокзала. Оттуда был бы комфортный транспортный доступ до любой точки Сергиева Посада. Конечно, мы пока с РЖД переговоров по этому поводу не вели, но, в принципе, необходимым требованиям проект переноса станции отвечает.

— Но старый вокзал останется?

Обязательно. Существующий сегодня вокзал в этом случае можно реконструировать и оставить именно для туристов и паломников, как и привокзальную площадь. Не трогая предпринимателей. Бизнес сам реконструирует то, что сегодня настроил, со временем. Кстати, от старого ж/д вокзала до Лавры десять минут пешком, и пешеходная зона вообще может начинаться прямо отсюда.

— Ярославская ветка востребована жителями, которые ездят на работу в Москву. Поэтому еще одним стимулирующим фактором могло бы стать развитие производства на новых территориях, строительство так называемых индустриальных парков.

В непосредственной близости от нового пересадочного узла по нашему проекту мог бы разместиться индустриальный парк на 5-6 тысяч рабочих мест. Есть компании, в том числе и иностранные, с кем мы уже ведем переговоры о размещении различных компактных производств. Кроме того, у нас есть идея возродить очень известное в свое время ремесленное производство Сергиево-Посадской игрушки. Ведь матрешка, богородская резьба, хотьковские художественные промыслы, уникальные игрушки — это все бренды Сергиево-Посадского района, правда, в далеком прошлом. Сегодня той известности, которая была еще 20-30 лет назад, нет и в помине. Но потребность в возрождении именно ручного производства есть, есть потребность создания центра ремесел, а если мы говорим о перспективе туристического развития, то это могло бы стать одной из точек привлечения туристов. Наши новые территории могут нам позволить разместить подобного рода производства.

— А если затронуть тему торговли. Совсем недавно в городе заработал новый торговый центр в районе жилого микрорайона Углич. Есть ли девелоперы, которые хотели бы осваивать "не туристические" территории?

Конечно. Мы приветствуем большие коммерческие проекты, если они будут располагаться далеко от центральной части города и небольшие торговые и инфраструктурные объекты в спальных районах.

Желающих же строить коммерческие объекты в будущем деловом районе тоже предостаточно. Сегодня, в принципе, немало инвесторов хотят интегрироваться в новый проект. И мы понимаем, что нам не потребуется огромных бюджетных инвестиций для того, чтобы его реализовать. Да, конечно, средства необходимы на инфраструктурные проекты, на объездную дорогу... Но основная часть, все же, может быть построена за счёт инвесторов.

— То есть бюджетные средства пойдут на объездную дорогу?

Только на отдельные инфраструктурные проекты и объездную дорогу. Да и сама объездная дорога может стать, в какой-то части, совместным с инвесторами проектом. Но все остальное — жилье, школы, садики, спортивные комплексы, торговля — должно строиться за счет инвесторов, в рамках тех социальных норм, которые сегодня закладываются при строительстве объектов.

— Но это довольно сложно для инвестора: построить в чистом поле свой объект, да еще и социальную инфраструктуру. Чем будет помогать город?

Посмотрите на макет новых территорий. Где там чистое поле? Начинать всегда страшно, но надо начинать.

Мое мнение, в чистом поле строить легче, чем среди существующей застройки. Новые сети для себя, например, строить гораздо выгодней, чем реконструировать старые. Новая часть города однозначно будет комфортней, так как построена она будет сразу по современным стандартам. Наша позиция: можно строить и миллион квадратных метров жилья, но только вместе с общей инфраструктурой, с появлением новых рабочих мест и т.д. В этом случае, власть будет активно помогать.

— Кто, кроме компаний "Мортон" и "Кэпитал групп", хочет участвовать в проекте, строить жилье и офисы? Наверняка не все верят в этот проект.

3-4 года назад, когда мы только начинали говорить об этом, все просто смеялись. Полгода назад, когда заказали проект — улыбались и говорили, что это фантастика. Сегодня, когда готов макет и набор проектных решений — уже смотрят с интересом. Кстати, после предварительного показа макета на строительной выставке в Крокус-Экспо, количество скептиков заметно сократилось.

А владельцы компаний, которых Вы упомянули, достигли серьезных успехов в бизнесе не потому, что вкладывали средства в бесперспективные проекты.

— Сколько времени, по-Вашему, займет реализация всего проекта?

Сложно сказать. И что значит весь проект?

Сегодня мы имеем главное — поддержку губернатора области Андрея Воробьева. Это вселяет в нас уверенность и позволяет начинать работу. Безусловно, скорость реализации будет зависеть и от степени поддержки на федеральном уровне, но ни на секунду не сомневаюсь, что такая поддержка будет.

В любом случае, у нас теперь есть то, чего никогда не было — план перспективного развития города на годы вперед. Пять, десять, двадцать лет — для такого проекта это не много.

Беседовал Михаил Рычагов


Горячие
темы

Курс валют

USD

73,22

- 0,39

EUR

86,41

- 0,63

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

175,246
($2,578)

Курс валют

USD

73,22

- 0,39

EUR

86,41

- 0,63

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

175,246
($2,578)

Бюджет покупки

(по bnMAP.pro)

13,510,000
$203,894

-1.254%

%
Коммерческая недвижимость

Цена кв.м. (по RRG)

8,995,000
($140,655)


Объекты

238
(295 тыс. кв.м)


Подписка