Интервью 28 октября 2014 г. 11:35

Нашей экономике западные инвесторы мало доверяют, но самом деле она стоит в три раза больше – Александр Хрусталев

Председатель совета директоров «НДВ-Групп» рассказал о стратегии девелопера в период экономической нестабильности

Москва. 28 октября. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – Строительная отрасль, как и вся отечественная экономика в целом, переживает нелегкие времена. О том, как можно расценивать экономические вызовы и деверсифицировать бизнес рассказал председатель совета директоров "НДВ-Групп" Александр Хрусталев

Что на ваш взгляд изменилось после введения санкций?

События на Украине и связанные с этим экономические вызовы, конечно, повлияли на российскую экономику. Но сравнивать ситуацию с кризисом 2008 года, как это делают некоторые эксперты, на мой взгляд, не корректно. Отечественная экономика сегодня не похожа на экономику 2008 года. Теперь она живет своей жизнью. В то же время у государства есть возможность ее поддерживать и вбрасывать секторальные инвестиции, помогать приоритетным государственным проектам. Эти деньги оседают сейчас в России. Кроме того, Фонд национального благосостояния планирует направить денежные средства на нашу экономику. Многие предприятия вошли в понятные с точки зрения развития программы и живут по ним. Стоит отметить и сегодняшнее переориентирование на рынок наших соседей. К сожалению, это не мультиэкономика, о которой мы только мечтаем.

Что касается длинных кредитов, связанных с тем, что санкции введены против банков, то действительно, длинные деньги недоступны. Но на самом деле они всегда были закрыты, поэтому большей части рынка это не коснется. Это затронет только различные долгие инвестиции в трубопроводы, газопроводы, где окупаемость составляет 12–15 лет.

Сейчас власти ставят задачу комплексного развития территории, где как раз окупаемость инженерных сетей составляет 15 лет. Как изменится стратегия девелоперов в связи с этим?

В целом экономика сама по себе растет. Просто при ускорении роста ВВП на 1% это заметно только специалистам. Особенно на фоне того, что рынок сжался на 5–10%. Но это не критично, и обвала ждать не стоит. В конце концов, все войны заканчиваются миром.

А как отразятся на девелоперском бизнесе ипотечные ставки? Они уже начали расти.

Да, есть повышение по ипотеке от 1 до 2%. Хотя ставка и так была высокой, но в этом нет ничего страшного. Было время, когда мы брали ипотеку под 18–22%, потом под 12%, теперь ставка будет на уровне 13,5–14%. Сильной обеспокоенности по этому поводу нет, но масштабы развития уменьшатся.

Как вы расцениваете стратегию девелоперов, развивающих массовую застройку возле МКАД?

Вблизи МКАД строить актуально и правильно. Цены там будут близки к московским, но в любом случае мы уйдем от придуманного "сапога", и столица будет развиваться вокруг МКАД и ЦКАД.

А дальнее Подмосковье?

Все, что дальше 15–20 км от Москвы, совсем не вызывает интерес, если мы говорим о жилье. Но он может возникать у местных строителей. Есть компании, которые строят по 2-3 дома. Массово возводить в дальнем Подмосковье миллионы жилых метров никому не надо. Спрос будет рождаться благодаря местному населению либо близлежащим населенным пунктам. Пока я не верю в массовое освоение. Я верю в бизнес-парки, но нужны концепция и якорные арендаторы.

Сейчас очень популярна тема развития столичных промзон. Вам она тоже не чужда. Дальнейшие планы компании как-то связаны с застройкой таких территорий?

Есть интересные, в том числе и для нас, промзоны в столице, но проекты такого уровня быстро не согласуешь. Правительство Москвы старается строить развязки, парки и пешеходные зоны. И это правильно. Сразу вывести несколько миллионов квадратных метров недвижимости – значит загрузить столицу. Поэтому мэр Москвы как градоначальник поступает верно.

С точки зрения девелопера хотелось бы максимально большего количества и плотности участков. Они есть, и пока, я думаю, их искусственно сдерживают.

Какие еще направления бизнеса вы планируете развивать?

Мы хотим развивать гостиничную недвижимость в исторических городах Подмосковья: Зарайск, Коломна, Сергиев Посад. В качестве девелоперов жилья мы себя там не видим. До конца 2018 года мы доведем наш номерной фонд в Подмосковье до 1,5–2 тыс. номеров. Это гостиницы небольшого формата, от 30 до 150 номеров. И это очень длинный бизнес, развивать его мы планируем на свои деньги. Мы понимаем, что рано или поздно инфляция будет близка к 3–4%. Нашей экономике западные инвесторы мало доверяют, но самом деле она стоит в три раза больше. У нас есть запас для роста.

Как развивается ваш проект "Хелипорт-Москва"?

Он развивается в "лайт"-версии. Мы его построили, и закупили множество вертолетов разных видов. В нашу группу вошел и "Авиамаркет", теперь это "Хелипорт-Истра". Мы начинаем строить хелипорты в Ульяновске, также планируем создавать вертолетные центры в Московской области. Это будут десятки новых площадок.

Московская область дает добро, а Москва?

Развитие вертолетного движения внутри Москвы – это федеральный вопрос. Но вероятность появления хелипорта в Москве существует. Мы ведем переговоры.

Чем больше вертолетов, тем больше опасность. Что вы делаете для улучшения безопасности?

У нас есть курсы безопасности, два мощнейших авиационно-учебных центра в РФ. Там очень серьезно относятся к подготовке пилотов, и мы большое внимание уделяем культуре пилотирования. Если мы заявляем, что даем 220 часов теории, то это именно так. Также у нас построены две спортивные площадки. Мы единственные в России, кто столь активно популяризирует это движение: строятся новые вышки, развиваются клубы, проводятся курсы для обучения инженеров за рубежом. Например, три месяца обучения инженера стоят 27 тысяч евро, а таких специалистов у нас несколько десятков. Также мы совместно с "Лиза-Алерт" участвуем в поисково-спасательных операциях. Есть некое братство вертолетчиков, и если, не дай Бог, какая-то беда, то мы все летим на помощь.

Александр, у вас всегда много идей. Какие направления и виды бизнеса вам еще интересны?

Мы не хотим ограничиваться продажей вертолетов и достаточно серьезно смотрим на их производство. Мы не просим денег у государства. Я хочу сделать совершенно новый вертолет. Если очень постараться, то лет через пять можно серьезно зарекомендовать себя в мире. Я не хочу придумывать специальный вертолет, который нужен министерству обороны или МЧС. Я хочу построить вертолет, который примет бизнес. А если его примет бизнес, то его примут и министерство обороны, и МЧС. Я приложу для достижения этой цели максимум усилий, и поверьте, это будут не "Жигули".

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще