Ле Чыонг Шон

Ле Чыонг Шон

Генеральный директор инвесткомпании "Инцентра"

Фото: Интерфакс

Ле Чыонг Шон: "Россия представляет огромный потенциал для вьетнамского бизнеса"

28 июля 2015, 13:21

Гендиректор инвесткомпании "Инцентра" рассказал о строительстве МФК "Ханой-Москва" и перспективных проектах в рамках взаимодействия двух стран

Москва. 28 июля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — Возможный приток инвестиций с Востока и появление новых игроков на рынке недвижимости России активно обсуждается профессиональным сообществом уже около года. Не очень большой срок, чтобы почувствовать приток свежей инвестиционной крови, но говорить о том, что интерес восточных инвесторов присутствует, вполне можно. А об устойчивости этого интереса свидетельствует то, что он наметился задолго до экономических проблем в России. Так, реализация проекта МФК "Ханой-Москва" была начата еще в 2009 году. О том, с какими трудностями столкнулись вьетнамские инвесторы при реализации проекта и каковы их дальнейшие планы в России, "Интерфаксу-Недвижимость" рассказал гендиректор инвесткомпании "Инцентра" Ле Чыонг Шон.

Господин Шон, проект "Ханой-Москва" реализовывался как МФК. Для проекта 2009 года это довольно редкий формат. Почему вы выбрали именно его тогда?

Формат многофункционального центра включает в себя все назначения, в которых нуждается современный бизнес, особенно в условиях такого крупного мегаполиса, как Москва. Для мировой практики это не является чем-то новым. Только для сравнительно молодого рынка коммерческой недвижимости Москвы и московского региона это довольно новый формат.

Что касается проекта "Ханой-Москва", то еще на этапе формирования концепции мы провели соответствующие исследования. С учетом мирового опыта мы определили, что для такого большого земельного участка — 5 гектаров самого комплекса и еще столько же прилежащей территории — было бы правильно следовать именно концепции многофункционального комплекса. Он включает в себя все необходимые функциональные назначения: апартаменты, офисные и торговые площади, площади вспомогательного характера.

Что касается соотношения, то в классическом варианте каждый формат занимает примерно одну треть. Однако в нашем случае одну часть апарт-отеля можно арендовать под жилье, а вторую можно использовать под офисы. Что касается торгового комплекса, то арендопригодная площадь занимает как раз примерно 35% от общего пространства комплекса.

Эта пропорция позволяет эффективно возвращать деньги, инвестированные в строительство? По вашей модели, каков период окупаемости?

По нашим прогнозам, срок окупаемости проекта составляет около десяти лет. Здесь я должен подчеркнуть, что именно тот набор функционального назначения, который включает в себя жилье, офисные площади и торговлю, позволил нам работать более эффективно, если сравнивать с девелоперскими проектами, развивающими только одно направление функционального назначения на объекте. Дело в том, что в ситуации, когда экономика терпит определенную стагнацию, это сказывается и на коммерческой недвижимости.

Вы затронули тему трудностей, которые испытывает сейчас рынок недвижимости. Как это отражается на вашем проекте? Изменились отношения с арендаторами?

С одной стороны, нашим потенциальным арендаторам по понятным причинам пришлось скорректировать свои планы. С другой стороны, мы сейчас обсуждаем коммерческие условия, которые были бы интересны нам и которые бы удовлетворяли наших партнеров. Считаю, что мы находимся в нормальном рабочем общении.

Вместе с тем наши партнеры-арендаторы тоже ожидают. Мы сейчас осуществляем грандиозный план по развитию своей транспортной инфраструктуры, что позволит расширить и позиционировать комплекс в более выгодном свете.

Речь идет о съезде с Ярославского шоссе?

В том числе. Градостроительный план развития транспортной инфраструктуры утвердили буквально весной этого года, и мы сейчас форсируем выполнение этого плана, который состоит из двух этапов. Первый этап – это строительство эстакады, которая ведет прямо с транспортной развязки Ярославского шоссе и МКАД на территорию нашего комплекса. Вторая очередь – это заезд со стороны Ярославского шоссе, со стороны области, и выезд на МКАД, который делается в рамках реконструкции МКАД от Осташковского до Ярославского шоссе.

Когда планируется завершить эту работу и сдать эстакаду и заезд?

Эстакаду мы сдадим ранней весной следующего года. Начало строительства данного сооружения мы планируем начать уже осенью этого года. Что касается второй очереди, заезда с виадука Ярославского шоссе со стороны области и выезда на МКАД-Восток, он будет делаться в период 2016-2017 годов. Это большой объем работы, который будет делать город в рамках реконструкции МКАД.

А въезд со стороны Москвы будете делать вы?

Строительство заезда со стороны развязки мы будем осуществлять за свой счет. Потом мы передадим это на баланс города безвозмездно. Здесь есть еще один момент – образование дополнительного объема парковочных мест, который составляет около 350 машино-мест. Здесь мы тоже совместно с городом будем его разрабатывать и выполнять в течение ближайших двух лет.

Это будет бесплатная парковка как для посетителей нашего МФК, так и для местного населения.

Какие еще перемены ждут ваш проект?

Мы сейчас находимся в стадии проектирования нового объема на кровле торгового центра. Это будет надстройка над существующим торговым комплексом площадью 5 тысяч квадратных метров, многофункциональные залы. Эти объемы будут запроектированы без колонн и с очень высоким потолком. Надстройка появится летом следующего года.

Какого назначения эти площади?

Внутри этих многофункциональных залов можно проводить общественные мероприятия, ярмарки, спортивные соревнования, мини-концерты. Кстати, подобные мероприятия мы можем проводить на уже существующей площади торгового комплекса. Например, в ноябре этого года мы проведем первую выставку-ярмарку качественных вьетнамских товаров, где будет собран довольно большой массив вьетнамских производителей. Мы планируем пригласить для участия около 150 вьетнамских компаний. И это, наверное, первое мероприятие в России, где вьетнамские производители в таком большом пуле будут представлять свою продукцию почти во всех сегментах товаров народного потребления для российского рынка.

Очень внушительные планы. И они, наверное, потребуют внушительных инвестиций? Какая сумма выделена на новое строительство?

Строительство эстакады, нового объема площадей и парковки, а также отделка апартаментов может стоить около $30 млн.

А кто ваш финансовый партнер в этом проекте и на каких условиях вы кредитуетесь?

Наш партнер – Банк Инвестиций и Развития Вьетнама (BIDV). Он обеспечивает нас кредитной линией для этого проекта.

Российских партнеров вы не рассматривали?

Нет, не рассматривали. Дело в том, что в России отсутствуют длинные деньги. А у нас очень лояльные и выгодные условия привлечения финансовых средств. Принятая в общемировой практике ставка кредита для таких больших проектов и длительного периода использования кредитных средств колеблется в пределах 3-4% на пятнадцать лет. В России нет таких кредитов.

Есть ли перспективы у российских инвесторов получить доступ к такому финансированию?

Я думаю, что эта перспектива откроется, особенно в свете развития свободной торговли. Но нужно иметь залоговый актив. Я знаю, что у нас в рамках ноябрьской конференции, где будут принимать участие как наши банки, так и российские финансовые институты, будут конкретные предложения. Именно в преддверии вступления в соглашение о свободной торговле (осенью планируется ратифицировать соглашение о создании зоны свободной торговли между государствами Таможенного союза и Вьетнамом – ИФ.).

Расскажите, пожалуйста, какие еще проекты с участием вьетнамского бизнеса могут быть реализованы в ближайшей перспективе?

С правительством Московской области уже около года мы ведем очень активную совместную работу. Один из проектов находится на стадии разработки концепции и в основных чертах определен как бизнес-парк, логистический парк. Там предусматривается как производственные, так и складские площади, а также небольшой объем жилья для сотрудников этого бизнес-парка. Пул инвесторов здесь состоит в первую очередь из крупных производственных корпораций Вьетнама, которые работают в сферах переработки и легкой промышленности. Это, например, швейное производство, в том числе экспортеры вьетнамской продукции на российский рынок. Также очень активно ведут переговоры компании, которые работают в сфере переработки морепродуктов, и которые имеют, кстати, немаленький объем торговли с российским рынком. И, соответственно, финансовый институт, который на сегодняшний день играет ведущую роль – Банк инвестиций и развития Вьетнама.

На сегодняшний день есть соглашение о намерениях, подписанное губернатором Московской области господином Воробьевым с вьетнамской стороной, по созданию именно такого бизнес-парка на территории Подмосоквья, где регион предоставит земельный участок и обеспечит его инженерной инфраструктурой.

Где находится эта площадка?

Сейчас рассматриваются разные участки, но предпочтителен юг Московской области, где есть определенная близость к территории "новой" Москвы, с учетом того, что транспортная инфраструктура присоединенных территорий в перспективе будет развиваться. Например, в Серпуховском районе. Но существуют и другие варианты. Мы изучаем вопрос не только местоположения, но еще и объема инфраструктуры, который надо предусмотреть.

А каковы сроки реализации, они уже определены?

Мы предполагаем, что начало реализации данного проекта может быть в этом или в следующем году. Проект будет реализовываться поэтапно. Я предполагаю, что первый этап – это строительство производственных и складских площадей – он будет осуществлен в течение двух-трех лет.

Почему вьетнамские инвесторы проявляют такой интерес к России?

В России довольно дешевые энергоресурсы и земля, особенно земля для сельхозназначения и промышленности. Вместе с тем, рынок России и стран Таможенного союза – это огромный объем, не до конца освоенный, где есть все основополагающие предпосылки для инвестирования именно в сфере переработки и производства.

Кроме того, между нашими государствами есть соглашения, которые дают нам определенные гарантии и создают благоприятные условия для привлечения рабочего ресурса из Вьетнама. Речь идет о создании производственных зон или бизнес-парков, где будут трудиться, в том числе, рабочие из Вьетнама. Кроме того, ведется очень активная работа с Московской областью по созданию крупной агрофермы, мы услышим об этом в ближайшее время. Власти России и Вьетнама такое сотрудничество очень приветствуют и создают все условия для развития подобных проектов. Поэтому здесь со стороны вьетнамского бизнеса видится большой потенциал.

Предусматривают ли соглашения строительство с российской стороны во Вьетнаме?

Если мы говорим про МФК "Ханой-Москва", то вы знаете, что проект реализуется в рамках соглашения между Ханоем и Москвой. Соответственно, в Ханое в 2008 году выделен соответствующий земельный участок для возведения Дома Москвы в Ханое.

Довольно много времени прошло. Вы реализовали здесь свой интерес. А почему Москва не может построить?

Здесь, я бы сказал, есть два обстоятельства. Город в 2008 году принял новый генплан развития столицы до 2050 года, где центр Ханоя перемещается на абсолютно новую территорию, а "старый город" становится уже просто исторической частью. Земельный участок для Москвы выделен в новом административном центре города, которая очень динамично развивается. Кстати, на сегодняшний день новый центр Ханоя уже приобрел новые очертания, уже стоят небоскребы, новые проспекты, там уже новый город образован – буквально меньше, чем за десять лет.

Второе обстоятельство, которое задержало строительство – это вопрос определения пула инвесторов или уполномоченной компании со стороны Москвы для реализации данного проекта. Он пока обсуждается в правительстве Москвы.

Кто, по вашему мнению, может потенциально таким инвестором выступить?

Я не владею такой информацией. Но Россия сегодня имеет много совместных проектов во Вьетнаме. Эти проекты сейчас реализуются именно в таких важных для вьетнамской экономики секторах как разведка и добыча углеводородов, нефтеперерабатывающая промышленность, атомная отрасль.

Что касается частного бизнеса, то я могу сказать, что очень тесная кооперация российских компаний с вьетнамскими организациями именно в сфере добычи и переработки морепродуктов. Идет активная работа по созданию совместных проектов в сфере легкой промышленности, переработки сельхозпродукции.

Скажите, пожалуйста, как вам работается в России?

Могу сказать очень коротко: легко. Но в первую очередь я должен подчеркнуть, что основополагающая вещь заключается в том, что отношения между нашими странами и народами очень хорошие. Осуществляя те или иные проекты, особенно наш проект МФК здесь, в Москве, мы получаем очень эффективную всестороннюю и действенную поддержку и содействие со стороны не только правительства Москвы, но и федерального. Могу сказать, что не будь этой поддержки мы бы, наверное, никогда не построили бы данный объект.


Горячие
темы

Курс валют

USD

92,59

+ 0,02

EUR

100,27

- 0,14

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

271,548
($2,971)

Курс валют

USD

92,59

+ 0,02

EUR

100,27

- 0,14

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

271,548
($2,971)

Бюджет покупки

(по bnMAP.pro)

20,973,000
$226,515

-0.077%

%

Подписка