Интервью 7 апреля 2017 г. 16:04

Комфортную среду создают там, где есть интерес людей к проживанию

Комфортную среду создают там, где есть интерес людей к проживанию
Вениамин Голубицкий. Фото: пресс-служба ГК "Кортрос"

Нет смысла создавать условия проживания в регионе, где нет спроса, поясняет президент ГК "Кортрос" Вениамин Голубицкий

Москва. 7 апреля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ - Сегодня государство активно продвигает приоритетный проект "ЖКХ и городская среда", одной из задач которого является создание комфортных условий проживания и благоустройство территорий. На эти цели в рамках проекта в 2017 году выделено порядка 20 млрд руб. О том, что нужно для вовлечения бизнеса в эту работу, в интервью "Интерфаксу" рассказал президент ГК "Кортрос" Вениамин Голубицкий.

 

Вениамин Максович, вы неоднократно отмечали, что для развития бизнесу нужны не инвестиции от государства, а, скорее,  преференции. Как вы считаете, государство движется в этом направлении?

 

То, что государство выделяет средства - очень хорошо, это стимулирует жилищную отрасль. Но сейчас, хотя с государственной точки зрения это и оправдано, средства выделяют дотационным территориям.  Мы все говорим о том, что в России надо жить по-другому, что среда может быть другой, комфортной и прочее. Я думаю, что это надо показать не только в дотационных регионах, а во всей России. На мой взгляд, первое, что важно, и сейчас об этом, как я понимаю, и идет речь, это то что эти 20 млрд  руб - не конечная сумма, и она коснется не только дотационных территорий. Если будет так, это очень правильно.  Россия - страна очень большая, качество жизни в разных регионах сильно отличается, средовые требования в регионах совершенно разные, это подтвердит любой урбанист и любой архитектор. Поэтому сегодня нам надо выходить на дифференцированные стандарты.

Второе, что важно - это вопрос отношения бизнеса к этому. Как вовлечь бизнес в развитие городской среды? Это один из серьезных вопросов. Правда, на мой взгляд, бизнес, так или иначе, в это уже вовлечен, потому что он находится в конкурентной среде. Соответственно, если вы не повышаете качество своего продукта, то вы уступаете конкуренту. Если 10 лет назад на это никто не обращал внимания, кроме отдельных компаний, то сегодня ситуация изменилась. Еще 10-12 лет назад мы во все трубы трубили и предусматривали в своих проектах и паркинги, и спортивные площадки, и озеленение и прочее. Но если мы хотим продвигаться дальше, от отдельных проектов к массовости, как сейчас об этом говорит государство, то надо во все эти задачи вовлечь бизнес.

 

Как можно вовлечь бизнес?

 

 Первое, как мне кажется, это то, что надо продавать результат. Вот мы в районе "Академический" в Екатеринбурге пообещали людям обеспечить безопасность. Для этого мы снабдили жилой комплекс камерами видеонаблюдения, охранными структурами и прочее. То есть мы сначала показали человеку услугу, а потом, поняв, что это его безопасность и комфорт, он уже выбрал платить за нее или нет. Отсюда простой вывод, что если государство хочет получить мультипликативный эффект от данных задач, то в сотрудничестве с бизнесом результат будет намного выше, потому что часть обеспечивает бизнес, часть - муниципалитет и часть - область.

Второе, конечно, сегодня в XXI веке мы должны говорить о редевелопменте территорий и о стандартах умного жилья. Мы, например, в эконом-классе сделали шоу-румы, и за небольшие деньги предлагаем жителям все: от раздвигания занавесок на окнах до сигналов техническим систем (перекрытие водоснабжения, включение охранной сигнализации и т.д.), когда он может управлять всем этим находясь в любой точке пространства.

 

А не повлияет ли это на цену квадратного метра?

 

Если государство потратится на средовые характеристики, то в этом случае цена квадратного метра как раз не пострадает. И это будет очень правильно.

 

Сегодня власти говорят, что одним из условий выделения средств для благоустройства является вовлечение жителей. Можно ли заставить человека участвовать в этом процессе?

 

             Об этом действительно много говорят, но, вы понимаете, мы говорим, что мы как бы сверху убедим людей. Никогда сверху их не убедить. Нельзя прийти к человеку и сказать, что "ну вот ты такой несознательный, но мы тебе поможем, просто плати как все определенную сумму". Так не бывает. Мы, например, в "Академическом" действовали по-другому: мы изначально создали безопасную среду, показали возможности энергосбережения, как это меняет жизнь человека. И после того как он это увидел,  он сам захотел платить за безопасное жилье и прочее. Точно так же возрастает вовлеченность людей, когда они видят, что это их территория.

 

Если продолжать тему комфортной среды, то на днях московские власти объявили о масштабной программе сноса пятиэтажек. Как вы к ней относитесь?

 

Я считаю, что это абсолютно правильный проект: в XXI веке жить в хрущевке сильно некомфортно и неправильно. Другой вопрос, что реализация программы вызывает сегодня массу вопросов. Где будут жить люди, которые сегодня проживают в хрущевках? Конечно, об этом надо позаботиться и подумать, но я думаю, что если это будет правильный проект редевелопмента, то он должен устроить всех. В первую очередь от этого, конечно, должны выиграть жители, которые живут в этих домах: ведь речь идет о качестве жизни.

Во вторую очередь могут выиграть те, кто будут покупать там жилье. Эта программа должна основываться на том, что какие-то более льготные условия приобретения должны быть обеспечены тем, кто сносится. Эта программа может быть связана с тем, что человек сможет выбирать  себе жилье пока идет снос, в уже построенном доме. Здесь всякие возможности могут быть, но то, что этим надо заниматься - безусловно. Во-первых, цена земли не соответствует тому, что находится на этой территории. Во-вторых, люди живут некомфортно, и, в-третьих, люди из окружающих домов тоже в дискомфорте, потому что когда у человека глаз не радуется, а болит - это плохо. Я считаю, что для Москвы - это большой социальный  проект, и городу надо определиться в какой последовательности его делать

 

А на каких условиях вы бы согласились участвовать в данной программе?

 

Условия обычные: проект должен быть счетным, должен отличаться теми же показателями, что и любой наш проект. Этот  проект ничем не отличается от получения просто земли. Только с точки зрения обременения инвесторов, но это так же, как мы иногда строим школы, укрепляем берега реки или что-то такое. Это нормальная задача, мы умеем с ней справляться. Мы неоднократно расселяли людей в других регионах.

 

А повлияет ли такая масштабная программа на цену квадратного метра в Москве?

 

На цену очень много что влияет, в том числе и благосостояние гражданина. Ведь он не потратит больше денег, чем у него есть. Также на цену влияют локация, стоимость земли и многое другое.  Рассчитывать, что цена жилья почему-то упадет - это вряд ли. К тому же времена, когда девелоперы могли зарабатывать гигантскую маржу, давно в прошлом. Увеличение объемов предложения однозначно на цену не влияет, дешевле себестоимости никто не продаст. Это советский подход, чем больше строим, тем дешевле, тогда было другое государство: оно строило и раздавало бесплатно, сейчас так не получится.

 

Как вы относитесь к модернизации строительной отрасли властью?

 

Конечно, положительно. Хотя бы в том, что строительная отрасль, которая является драйвером развития российской экономики, оказалась в фокусе политики государства, уже есть свои плюсы. С появлением министерства вырос уровень законодательства, за последние годы совершен колоссальный рывок. Другой вопрос, что сделать надо еще очень много.

 

Какие регионы находятся в кругу ваших профессиональных интересов?

 

Это Москва, многие города Московской области, Екатеринбург, Пермь. Собственно, это те регионы, в которых мы уже присутствуем. Будем продолжать проект в Ростове-на-Дону. Есть масса показателей, по которым тот или иной проект может быть интересен. Во-первых, должен быть подтвержденный спрос: бессмысленно снижать цену там, где нет спроса. Комфортную среду надо создавать там, где есть интерес людей к проживанию.

 

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще