Интервью 16 мая 2018 г. 10:33

Цифровые технологии – неотъемлемая часть жизни, нравится это кому-то или нет

Цифровые технологии – неотъемлемая часть жизни, нравится это кому-то или нет
Янис Краулис. Фото: КНАУФ

Цифровизация позволяет наладить максимально эффективное производство и усовершенствовать систему сбыта

Москва. 16 мая.  ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – Сложности в экономике не могли не затронуть сектор стройматериалов в РФ. Однако многие участники рынка не просто адаптировались, но и готовы развиваться. И это не только отечественные компании. О том, как западноевропейский бизнес "прижился" на российской почве и как планирует расти в будущем, "Интерфаксу" рассказал управляющий группы КНАУФ СНГ Янис Краулис.

В этом году КНАУФ отмечает 25-летие инвестиционной деятельности группы в России. Как вы оцениваете итоги этого периода?

Те планы, которые совладельцы компании строили, когда принимали решение о начале деятельности в России, в основном были реализованы. Конечно, не все. В бизнесе, как и в любой другой сфере жизни человека, никогда не может быть такой ситуации, когда реализовано все.

И, в частности, это позволяет нам говорить, что у компании КНАУФ в России есть планы на будущее, есть желание воплощать их в жизнь, есть надежда, что все получится, и есть будущее. Уверен, что это продлится долгие годы, и вы еще многое услышите о новых достижениях компании на территории России.

Санкции не мешают?

Политика санкций, конечно, оказывает дестабилизирующее влияние, так как невозможно предсказать, как будет развиваться ситуация. Для компании КНАУФ я не вижу особого повода для изменений, поскольку мы локализовали здесь свое производство. Сырье, которое мы используем, больше чем на 90% российское, у нас работают российские граждане. Продукцию мы производим для российского рынка. Поэтому санкции, я думаю, особенно нас касаться не будут.
Кроме того, политические вопросы – это не наша прерогатива. Наши вопросы – строительство. Строительство – это наше будущее. Это связано с хорошими делами для людей и общества. Поэтому руководители немецких компаний, работающих в России, в том числе КНАУФ, по инициативе Российско-Германской Внешнеторговой палаты и Восточного комитета немецкой экономики в совместном меморандуме поддержали идею по образованию единого экономического пространства, которое будет тянуться от Лиссабона до Владивостока. Цель этого проекта – улучшить бизнес-среду на всем континенте. Этой идее уже не один год, но, конечно, все эти политические пертурбации, особенно те, которые совсем недавно произошли, мешают его реализации.

Как бы то ни было, компания КНАУФ продолжит работать в России, таково однозначное мнение владельцев компании, это мое личное мнение и мнение наших сотрудников. Мы являемся бизнес-структурой, и наши интересы, конечно, в первую очередь и в основном – это бизнес-интересы. Ну а в целом - движение вперед и жизнь в целом – это не легкость и не простота, а как раз наоборот, преодоление трудностей. Мы, однозначно, стали больше доверять себе, и я могу сказать, что мы нашли много решений, которые, может быть, в хорошее, благополучное время, не нашли бы. Это относится и к локализации, и экономическим решениям, и бизнес-решениям.

Тогда давайте вернемся к разговору о бизнесе. Каким для компании был прошедший 2017 год и каковы итоги первого квартала года наступившего?

Продажи нашего основного продукта (гипсовых строительных плит – ИФ) в 2017 году сохранились примерно на уровне 2016 года, несмотря на то, что российский рынок гипсокартона сокращается, и в прошлом году снижение в целом составило 3-4%. В первую очередь это связано со снижением объема строительства коммерческой недвижимости, где в основном применяется этот материал. Ситуация с продажами сухих гипсовых смесей лучше: и рынок растет, и наши продажи растут в пределах 3–5%. Также неплохо развивался сбыт металлических профилей, которые используются для создания каркасов систем сухого строительства. Хороший рост показали продажи линейки цементных плит АКВАПАНЕЛЬ, завод по производству которых уже начал работу в Новомосковске в Тульской области. Весомый вклад в этот результат внесло, в том числе строительство спортивных объектов, где активно применяются эти продукты. Тем не менее, больший объем поставок пришелся на проекты, не связанные со спортивными сооружениями, что вселяет уверенность, что результат не изменится с окончанием строительства объектов, связанных с ЧМ.

Что касается первого квартала, то сейчас уже можно сказать, что его результаты примерно соответствуют продажам аналогичного периода 2017 года. Но следующие несколько месяцев трудно будет сравнивать с показателями прошлого года. Во-первых, очередное резкое изменение курса рубля привело к тому, что многие люди отложили ремонты и строительство нового жилья, а значит и покупку строительных материалов.

Во-вторых, проведение Чемпионата мира по футболу будет сопряжено с некоторыми транспортными ограничениями, которые естественно повлияют на бизнес, и, конечно, эти два месяца трудно будет сравнивать с прошлым годом из-за логистических трудностей.

Расскажите об участии компании в строительстве объектов к ЧМ.

Продукты и решения КНАУФ применяются на очень многих, если не на абсолютном большинстве, спортивных объектов. Самый значимый объект, связанный со спортом – это, наверное, Большая спортивная арена «Лужники», которая станет центральной площадкой чемпионата. Также важный объект – стадион футбольной команды «Спартак», и, конечно, стадион в Краснодаре.


На всех этих объектах в основном используются плиты АКВАПАНЕЛЬ, гипсовые строительные плиты (гипсокартон) различных типов, системы сухого строительства КНАУФ.

Что компания планирует делать после завершения строительства масштабных спортобъектов?

В планах КНАУФ дальнейшее развитие тех направлений, в которых мы сильны. В частности, производство традиционных строительных отделочных материалов, в первую очередь, гипсовых смесей с дальнейшей его локализацией на территории РФ.

Если мы хотим быть ближе к рынку, мы должны размещать заводы ближе к потребителю. Скоро состоится официальное открытие двух новых заводов по производству сухих строительных смесей КНАУФ. Один – в Чапаевске под Самарой – в середине осени. Второй – это завод в Звенигово в республике Марий Эл – скорее всего, уже в следующем году.
Самый крупный инвестиционный проект, который в настоящий момент находится в стадии реализации, это реконструкция производственного предприятия «КНАУФ ПЕТРОБОРД» в Ленинградской области. Это крупнейший в России производитель картона из макулатуры. Общий объем инвестиций в проект составляет порядка 3,6 млрд. рублей. Он даст нам возможность снабжать картоном не только российский рынок, но и экспортировать его в страны СНГ и за их пределы.
Кстати, в пределах СНГ развитие также идет. На 16 мая запланировано открытие после расширения и модернизации производство гипсокартона в Узбекистане. К концу года планируется завершить строительство гипсокартонного завода в поселке Гатово под Минском.


А в части строительных технологий какие у вас планы?

Значительный потенциал заложен в расширении применения средств механизации отделочных работ. Здесь есть возможность использовать цифровые технологии для оптимизации процессов, оптимизации затратной части, получить в итоге лучшую цену и так далее.

Ну и, конечно, стоит упомянуть о проекте КНАУФ в области малоэтажного модульного строительства. Оборудование для опытного производства в Красногорске уже заказано и должно быть поставлено в июле – августе этого года. Объем финансовых вложений примерно 6 миллионов евро.

Расскажите подробнее, пожалуйста.

Это производство модулей и модульных элементов и их поставка с завода. В прошлом году мы занимались документацией и получением всех необходимых для строительства предприятия разрешений. К настоящему моменту этот этап пройден благодаря деятельной поддержке администрации Московской области и города Красногорска. Сейчас активно идут строительные работы, производится закладка фундамента. Уверен, что в конце третьего – четвертом квартале этого года мы начнем выпуск продукции, как было запланировано.

Цель – производство элементов для строительства модульного малоэтажного жилья со стоимостью квадратного метра примерно 40 тысяч рублей без учета инфраструктуры в зависимости от проекта. Это цена самого недорого варианта. При желании и наличии возможностей заказчик может выбрать более дорогое решение. Модульное строительство – это не только готовый модуль. Модуль – это “3D” элемент, мы также сможем производить и “2D” элементы, например готовые элементы для устройства фасадов.

Модульное строительство, на мой взгляд, обеспечит новый прорыв в строительстве. Ведь строительный бизнес, если сравнивать его с другими видами бизнеса не только в России, но и в Европе, и в мире, несколько отстает от передовых отраслей. Большая часть технологических решений, продуктов, систем существуют уже по 30 – 50 лет. Убежден, что одним из факторов, с помощью которых мы можем это изменить – это унификация процессов, как это происходит при модульном строительстве.

Расскажите, как вы видите будущее компании применительно к цифровым технологиям?

Цифровые технологии – неотъемлемая часть современной жизни, нравится это кому-то или нет. Без них не будет развития.
Относительно производства - это оптимизация процессов, планирование, увеличение эффективности. Простой пример: при производстве работ в карьерах по добыче гипсового камня мы моделируем передвижение работающих там машин, выбираем оптимальные маршруты их передвижения, что делает их использование максимально эффективным.

Если мы говорим о сбыте, то у нас есть программа e-commerce, благодаря которой клиент КНАУФ может заказать необходимый ему объем материалов, в любой момент узнать статус и состояние заказа. Наши сотрудники прямо со стройки могут получить полную информацию о решениях КНАУФ, технических параметрах, результатах испытаний, уточнить какие-то нюансы. Это важно для отдаленных и труднодоступных районов.

И, наконец, перспективный проект – создание online market place КНАУФ, - в результате реализации которого мы хотим дать нашим конечным потребителям возможность получить оперативную информацию, где и по каким ценам с какими условиями доставки можно купить нашу продукцию.

Кстати, об оперативной информации. В России создана федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Как вы оцениваете ее эффективность?

В отношении ФГИС ЦС у меня двоякое чувство. С одной стороны, это очень хорошая идея для государства - получить четкую всеобъемлющую картину о положении дел на рынке. (Предприятия производящие и импортирующие стройматериалы, должны направлять сведения в ФГИС ЦС раз в квартал. На их основе должны формироваться сметные цены на стройматериалы – ИФ).

Вопросы возникают к тому, как это реализовано. Очень много формализма и упрощений. Кажется, что не до конца продумана система сбора информации. Например, производитель, который сам не продает на рынке строительные материалы, должен подавать информацию о ценах. Это не показывает реальных цен на рынке.

И, конечно, это очень большая административная работа внутри компаний, документы нужно подготовить на это требуется время, люди этим заняты, и, я считаю, что их труд можно было бы использовать намного эффективнее. И второе, у меня нет убежденности, что все эти данные (а это очень большой объем) кто-то способен и готов переработать и проанализировать.

В других странах решением сходных вопросов занимаются профессиональные ассоциации, в основном объединения строителей на основе данных, которые предоставляют их участники. Информация обновляется с определенной периодичностью, в части материалов и в части производства работ. Стоимость квадратного метра готового объекта складывается из этих двух частей. Профессиональная ассоциация эту информацию раз в год обновляет для зданий различного назначения, построенных в разных регионах. Это служит исходными данными для регионального муниципального строительства, чтобы, с одной стороны, цена за квадратный метр не была слишком высокой и одновременно не была слишком низкой.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще