Мнения 7 февраля 2022 г. 16:19

Новый законопроект о похоронном деле требует цифрового подхода – Алексей Сулоев

Новый законопроект о похоронном деле требует цифрового подхода – Алексей Сулоев
Алексей Сулоев. Фото: Пресс-служба Алексея Сулоева

Документ может быть внесен на рассмотрение Госдумой в первом квартале, заверил вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев

Москва. 7 февраля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ - Готовящийся законопроект о похоронном деле может заработать при условии единого цифрового подхода между ведомствами, организациями, органами власти и компаниями различных форм собственности, рассказал "Интерфаксу" вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев, глава экспертной группы Общественного совета при Минстрое России Алексей Сулоев.

Ранее "Ведомости" со ссылкой на источник в Госдуме сообщили о существовании нового законопроекта, который призван изменить сложившуюся на рынке ритуальных услуг ситуацию. Так, предлагается создать реестр компаний и индивидуальных предпринимателей, получивших разрешение на похоронную деятельность, с указанием стоимости их услуг и имеющегося оборудования, ввести санкции за незаконное получение данных о смерти граждан и кражу персональных данных, провести инвентаризацию мест захоронения и разрешить регионам самостоятельно принимать решения о создании частных кладбищ.

"В сегодняшней публикации произошла путаница, поэтому я должен пояснить реальное положение дел. Во-первых, проект закона только готовится к внесению в Госдуму, это важный момент. Во-вторых, МУПы и ГУПы не будут выдавать разрешения коммерческим организациям, это противоречит федеральному законодательству. Такие разрешения могут выдавать только органы власти: муниципалитет, мэрия, и т.д. К тому же организации с различными формами собственности конкурируют между собой и их взаимодействие находится только в этой плоскости", - пояснил эксперт неточности в публикации.

При этом он отметил, что законопроект, безусловно, необходимо принять в самые сжатые сроки.

"Я должен сказать, что это самый долгоиграющий проект закона, который существует: я присутствовал на заседании Госдумы по подобному законопроекту в 1998 году! То есть, больше 20 лет происходят попытки внести в это законодательство изменения, но пока они не увенчались успехом. И только сейчас мы видим какой-то результат… Пандемия показала неготовность похоронной сферы к нагрузкам, оснащение крематориев, кладбищ и т.д. Нету системной работы отрасли, нету понимания, кто за что должен отвечать, поэтому пока каждый трактует как хочет. Мы получили заверение от Минстроя, что в первом квартале документ будет внесен. После 20 лет обсуждения, надеюсь, это случится. Мы очень надеемся в сообществе, что таки будет, дальше тянуть уже нельзя", - выразил надежду Сулоев.

Также он прокомментировал отдельные положения законопроекта.

"Существует несколько важных аспектов, которые хотелось бы отметить в этом законопроекте. В нем большое внимание уделено инвентаризации кладбищ. У нас в РФ от 80 до 90% кладбищ не узаконены. Когда мы провели инвентаризацию 10 московских кладбищ в 2000 году, мы увидели, что 26% всех могил – бесхозные, их можно спокойно пускать в оборот. А потом мы удивляемся, почему оборот похоронного рынка 250 млрд рублей, а официально налоговая отслеживает только 60 млрд. Поэтому инвентаризация назрела давно, есть распоряжение правительства выполнить эту работу к 2025 году. Но есть распоряжение об инвентаризации, но нет понимания, как ее проводить, не прописан механизм, не понятно, на какой основе строить единую информационную сеть.

Второй важный вопрос, предлагаемый законом, это составление реестра организаций. Сегодня ситуацию можно охарактеризовать как "махновщину". Работает тот, кто хочет, для этого не надо учиться, закупать технику. Достаточно просто купить информацию о смерти. Такого нет нигде в мире! Должны быть профессионалы с образованием, они должны быть подконтрольны и лишаться разрешения за нарушения. Такой реестр планируется сделать. Но тут, как и в первом случае остро встает вопрос цифровизации. От понимания вопроса, кто будет этот реестр вести до практических вопросов – в какой программе, как он будет собираться в единую федеральную структуру. Тут много вопросов и пока ответов на них нет.

Еще она большая проблема состоит в том, чтобы наконец заработало государственно-частное партнерство в похоронной отрасли. Депутаты, когда писали закон о ГЧП, забыли внести туда ритуальные услуги. И 10 лет никто не может построить крематорий, взаимодействуя с муниципальными властями в рамках механизма ГЧП. А это архиважная тема. Мы на последнем месте в мире по количеству крематориев, спрос огромный.

Еще один важный аспект нового законопроекта – госгарантия на услугу на безвозмездной основе, то есть, бесплатные похороны. Закон сейчас вносит такие социальные похороны в обязательства для организаций, которые выполняют эти услуги. Это в своем роде социальная ответственность бизнеса.

Хочется обратить внимание, что куда-то потерялся суперсервис "Утрата близкого человека", который предполагал получение всех разрешений через интернет, потому что на первом этапе для человека стояние в очередях – это невыполнимая задача. Сейчас многие госуслуги упрощены, не понятно, в чем проблема сделать эти же формальные разрешения для похорон через государственную систему учета и исключить стояние в длинных очередях за документами", - перечислил эксперт основные положения законопроекта.

Говоря о сложностях на пути его реализации, он отметил единую цифровую составляющую.

"Здесь проблема чисто ведомственная, как мне кажется. Потому что за госуслуги отвечает одно министерство, а за похоронные услуги – другое. В век цифровизации необходимы единые подходы и четкие рекомендации на местах. Нужно прорабатывать все эти вопросы в публичном поле с привлечением специалистов всех ведомств", - резюмировал Сулоев.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще