Мнения 27 августа 2010 г. 13:48

Смог и гарь повлияли на рынок загородной недвижимости Подмосковья - Владимир Яхонтов

Ни в этом, ни в следующем году люди не будут покупать землю на пожарищах, считает управляющий партнер "Миэль-Загородная недвижимость"

Нынешнее лето выдалось экстремально жарким, что привело к большому количеству лесных и торфяных пожаров, в том числе и на территории Московской области. Смог и гарь повлияли на рынок загородной недвижимости Подмосковья, однако не настолько радикальным образом, как это может показаться на первый взгляд.

Дело в том, что самая критичная ситуация с огнем сложилась на востоке и юго-востоке Московской области, причем на достаточно большом удалении от столицы – 70-100 км от МКАД. А на таком расстоянии, да еще и на исторически не престижных направлениях, коттеджных поселков просто нет, поэтому спрос на землю там упал незначительно. Зато там есть дачные участки, но они совсем не дорогие и приспособлены в подавляющем большинстве для сезонного проживания.

По моему мнению, ни в этом, ни в следующем году люди не будут покупать землю на пожарищах – ровно до того момента, пока на сгоревших участках не вырастет хоть какая-то зелень. Но эти ограничения будут носить локальный характер, поскольку пожары, к счастью, коснулись далеко не всех населенных пунктов Московской области. Кроме того, на восточном и юго-восточном направлении дачи в основном приобретают люди с ограниченным бюджетом, поэтому для них пожаробезопасность не является основным критерием при покупке жилья.

Мы отметили также формирование небольшого отложенного спроса из-за аномальной жары, но она же привела и к увеличению спроса, поскольку люди бросились за город.

Что касается затопления торфяников. Бытует мнение, что эта мера приведет к подтоплению фундаментов домов – но в Подмосковье принято класть ленточные фундаменты, а их достаточно тяжело повредить. Я вижу другую, гораздо более существенную проблему – люди, дачи которых расположены на торфяниках, при их затоплении могут оказаться просто в комарином раю, а также испытать все прелести соседства со змеями, лягушками и прочими пресмыкающимися.

Наши риэлторы работают в 30-километровой зоне, на территориях, развитых с точки зрения социальной инфраструктуры, транспортной доступности. На большем удалении риэлторы практически не работают, поскольку это трудоемко и затратно. Пласт дальних дач (свыше 70 км от Москвы) практически не охвачен – люди в провинции не привыкли получать такие услуги и платить за них.

Мы отметили огромный отток москвичей за город в связи со смогом. Очень многие бросились арендовать загородные объекты, кто-то ехал жить к знакомым, кто-то даже ставил палатки на берегах водоемов – в общем, люди делали все, чтобы подышать более чистым воздухом, чем в мегаполисе. Пока еще сложно оценить рост спроса на традиционно более экологичные направления – запад, юго-запад, поскольку с момента начала пожаров прошло еще совсем немного времени. Точную картину можно будет отследить осенью.

Пожары и смог привели к тому, что люди начали думать о загородном жилье как о новом формате недвижимости. Если раньше загород рассматривался скорее как запасной вариант для выезда на выходные, то теперь жара и плохая экологическая ситуация стали именно теми драйверами, которые повлекли за собой сдвиги в потребительском сознании. Многие из людей, которые из-за трафика и не самой развитой инфраструктуры побаивались Подмосковья, сейчас готовы переехать из Москвы – хотя бы потому, что здоровье дороже. Как ни странно, пожары и жара породили положительную тенденцию для загородного формата проживания. Пока еще предложение значительно меньше, чем спрос – но сейчас уже есть проекты, которые способны изменить отношение к загородному жилью, например, Новое Ступино.

Беседовал Сергей Велесевич

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще