Разместить большой магазин торговой сети в пешеходном переходе практически нереально — Ольга Грачева

10 ноября 2014, 13:42

Однако вовсе отказываться от возможности коммерческого использования существующих подземных сооружений не стоит, считает директор по развитию бизнеса ГК "Спектрум"

Москва. 10 ноября. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — В пятницу, 7 ноября в столице состоялась церемония открытия первого магазина шаговой доступности в подземном переходе. Магазин открыла компания "Метро Кэш энд Керри" в переходе на Земляном валу на площади более 200 кв. метров (площадь торгового зала больше 120 кв. метров). В течение трех-шести месяцев власти посмотрят, насколько первый магазин стал популярен среди москвичей, и примут решение, открывать ли аналогичные супермаркеты еще в 15 подземных переходах, где есть площади от 200 кв. метров, заявил на церемонии глава департамента торговли и услуг столицы Алексей Немерюк.

Вместе с тем, участники рынка считают открытие подобных точек довольно спорным. Например, по мнению директора по развитию бизнеса ГК "Спектрум" Ольги Грачевой, открытие большого магазина торговой сети в пешеходном переходе представляется практически нереальным. Эксперт, рассказала "Интерфаксу", каким, по ее мнению, мог бы быть торговый объект в такой локации.

"Подземный переход — это тоннель, предназначенный для передвижения пешеходов, находящийся в подуличном пространстве. Как правило, в настоящее время в городах Европы такие переходы совмещены со входами в станции метрополитена или переходами к станциям городской железной дороги. В них размещаются кассы, автоматы по продаже билетов, справочные киоски, предприятия общественного питания, мелкой торговли, офисы тур-фирм и т.д. Все это сопутствующие бизнесы, которые предполагают не коммерческое использование переходов, а создание комфортной среды для тех, кто ими пользуется.

Сама цель существования перехода — чисто транспортная, некоммерческая. Однако вовсе отказываться от возможности бизнес-использования таких пространств не стоит. Нужно всего лишь здраво оценивать их потенциал.

Сегодня после окончания строительства переходы попадают на баланс ГБУ Гормост (в Москве), или аналогичных учреждений в других городах. Одним из видов деятельности таких организаций является сдача подземных пространств перехода в аренду предприятиям мелкой торговли и общественного питания.

Именно в таком ракурсе использования подземные переходы и нужно рассматривать. Там действительно могут располагаться магазины " по пути", какие-то бюро мелких услуг, приемные пункты химчисток, мелкий ремонт, предприятия общественного питания. При этом должны быть организованы службы клининга, уборки и мойки таких пространств.

Размещение предприятий торговли продовольственными товарами имеет свои ограничения. В европейской практике открыть лавку, торгующую фруктами, овощами и зеленью еще можно. В России в силу климата это труднее, кроме того, встает вопрос уборки, которую трудно организовать в затемненном пространстве переходов, запроектированных по нашим нормам.

Разместить большой магазин торговой сети практически нереально. Потому что любой подобный магазин — предприятие со сложной технологией движения товара от поставщика к покупателю, включающее разгрузку, переупаковку в зоне склада, зоны хранения скоропортящихся товаров, торговый зал, зону касс, входы и выходы. В подземных переходах таких значительных пространств просто нет. Их нет не то, что на супермаркет, даже на магазин шаговой доступности площадью 1,5-2 тыс кв.м.

Реконструкцией же переходов с целью их расширения под размещение торговых пространств заниматься в текущей рыночной ситуации никто, скорее всего, не будет: финансовая модель такого проекта будет неоправданно дорогой за счёт проектирования и несоразмерной стоимости строительства. Плюс есть надземные торговые комплексы и магазины шаговой доступности, где покупать несравненно комфортнее.

Единственные места, где возможно было бы подумать о размещении магазинов торговых сетей, это уже существующие подземные сооружения, бункеры и подвалы. Но здесь встают еще и другие вопросы: кому будет принадлежать бункер, который в случае военных действий должен использоваться по прямому назначению? Как будут решаться вопросы приведения такого магазина в соответствие санитарно-гигиеническим требованиям, например, по разведению потоков загрузки товаров и посетителей? Как будет обеспечиваться пожарная безопасность на случай постоянного функционирования такого сооружения? И многое-многое другое.

Так что мы бы рекомендовали продолжать использовать подземные переходы по их прямому назначению, с небольшой уступкой в сторону малых предприятий торговли и сервиса.

Правительство Москвы заявляет о намерении построить в ближайшие годы в 1,5 раза больше переходов, чем их сейчас есть. В этой связи также стоит продумать нормы проектирования, строительства и содержания, отличные от существующих, тогда спектр использования переходов проще будет расширить.


Горячие
темы

Курс валют

USD

92,26

- 0,33

EUR

99,71

- 0,56

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

271,548
($2,971)

Курс валют

USD

92,26

- 0,33

EUR

99,71

- 0,56

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

271,548
($2,971)

Бюджет покупки

(по bnMAP.pro)

20,973,000
$227,325

-0.077%

%

Подписка