Новости 13 декабря 2018 г. 16:22

Глава Минэкономразвития рассказал об эффектах создания ВСМ Москва-Петербург

Брест. 13 декабря. ИНТЕРФАКС - Возможное строительство железнодорожной высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Санкт-Петербург имеет несколько дополнительных эффектов для региона, включая разгрузку авиаузлов на этом маршруте, сообщил журналистам глава Минэкономразвития Максим Орешкин.

"Это разные проекты - то, что я говорил вчера. Если посмотреть, какие вот есть эффекты у ВСМ? У него есть эффекты от того, что люди начинают быстрее двигаться, экономят время - это первый эффект, который получают, в том числе, в целом и те, кто пользуются этими услугами. У "Москва - Санкт-Петербург" еще очень большая история, связанная с грузовым движением по северо-западному направлению. У нас сейчас поезда грузовые идут в обход из-за движения по основной ветке "Сапсанов". Третья история, которая тоже связана с "Москва - Санкт-Петербург", - дополнительный эффект - это разгрузка базовых аэропортов Московского региона и Санкт-Петербурга от трафика между Москвой и Санкт-Петербургом. Резкое сокращение времени в движении поездов - понятно, что это серьезно трафик оттянет от авиационного сообщения. Если сейчас "Сапсаны" идут 3:45 - это гораздо больше, чем авиационное сообщение. Резкое сокращение сделает ж/д сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом гораздо более конкурентоспособным по сравнению с авиационным трафиком, и часть трафика перетянет, и разгрузит напряженные авиаузлы Москвы и Петербурга. Вот эти все эффекты нужно посчитать перед принятием решений. (...)", - сказал он, отвечая на вопрос о возможной реализации ВСМ-проектов.

"Постоянно сейчас идут совещания на разном уровне, потому что это такие концептуальные истории с точки зрения принятия решений о развитии транспортной отрасли", - добавил он.

"Есть поручение президента, посвященное (проектам ВСМ - ИФ), эта тема обсуждалась на одном из оперативных совещаний президента с правительством, и обсуждался вопрос эффективности этой сделки", - уточнил М.Орешкин.

"То, о чем я вчера говорил, - что любой ВСМ-проект - это проект очень затратный. Это сотни миллиардов рублей инвестиций. И поэтому государство, когда принимает решение об участии или неучастии в этом проекте в полном масштабе, конечно же, должно отдавать себе отчет, за счет каких прямых или косвенных эффектов оно получит отдачу от этих инвестиций. Вот как раз сейчас мы этим с Минтрансом, с РЖД вместе с коллегами занимаемся расчетами", - отметил глава Минэкономразвития.

Вопрос строительства в РФ железнодорожной ВСМ активно обсуждается, в том числе ведутся расчеты по эффективности проекта Москва-Петербург, сообщил М.Орешкин накануне на встрече с членами Ассоциацией европейского бизнеса.

"Стоит этот вопрос (строительства ВСМ Москва - Казань - ИФ), обсуждается достаточно активно. Проблема была в том, что не до конца эта история была оцифрована с точки зрения понимания тех эффектов, которые может принести. В этом году сделана очень большая работа. Мы сейчас по этому пути движемся - методика оценки социально-экономических эффектов. Мы взяли лучший мировой опыт, чтобы посмотреть как в мире - Америке, Европе - считаются все эффекты, чтобы провести комплексный анализ проекта. Потому что в чем особенность высокоскоростных железных дорог? Первая особенность - они стоят очень дорого. Второе - просто за счет билетов эти проекты и инвестиции точно не окупаются. Поэтому принять стратегическое решение... Вот если бы пришла компания Siemens и сказала бы, что она полностью проинвестирует в строительство железной дороги Москва-Казань, мы с удовольствием бы поддержали такой проект. Речь же идет не об этом. Речь идет о том, что государство должно вложить очень большой объем ресурсов - не проинвестировать в другие транспортные проекты развития, а именно в этот проект. Чем может быть обоснована такая большая инвестиция? Теми общими эффектами, которые экономика может получить за пределами этого проекта. Сейчас задача, которая у нас стоит - их нормально квантифицировать, посмотреть", - сказал он, отвечая на вопросы участников встречи.

"И на самом деле может так получиться, что, например, гораздо большую эффективность покажет проект не Москва - Казань, а на самом деле строительство высокоскоростной железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. Вот эти расчеты мы сейчас делаем, в них детально погружаемся. Потому что, построив высокоскоростную ветку между Москвой и Санкт-Петербургом, можно качественно изменить грузовое движение, которое сейчас идет в большой обход между Москвой и Санкт-Петербургом. И вот эти все эффекты мы пытаемся сейчас положить на бумагу и их конкретно просчитать, тогда решение принять будет гораздо проще. Потому что сейчас, когда этих цифр нет, когда есть разные цифры, которые пляшут и влево и вправо, принять решение в большом объеме инвестиций со стороны государства непросто", - добавлял М.Орешкин.

Как сообщалось, министерство транспорта РФ завершает подготовку материалов, касающихся строительства в РФ железнодорожной ВСМ Москва - Казань. "(Информация - ИФ) готовится. В ближайшее время мы ее обсуждаем на совещании в правительстве и выносим в Белый дом", - заявил журналистам глава Минтранса Евгений Дитрих в кулуарах съезда "Единой России" в субботу.

Тему чиновник обозначил в конце ноября в ходе слушаний по вопросам развития транспорта в Совете Федерации. "Что касается ВСМ, было поручение президента (РФ Владимира Путина - ИФ), по которому мы должны дополнительно рассмотреть эффективность дороги Москва - Казань, (первого ее участка - ИФ) Москва - Нижний Новгород, и доложить об этом. Мы это сделаем", - сообщал он.

"(В.Путин - ИФ) попросил, чтобы мы с КНР поработали и уточнили у них экономическую эффективность. Я 7 ноября был там и с министром транспорта (КНР - ИФ), и с замглавы комитета по развитию обсуждал эти вопросы. Они обещали показать нам финансовую модель по строительству ВСМ (...) (У китайцев - ИФ) часть магистралей в густонаселенные районы быстрее окупаются, часть (которые окупаются хуже - ИФ) они делают наперед. Но строят они огромными темпами: 5 тыс. км они собираются дополнительно к 2023 г. сделать еще", - отмечал Е.Дитрих.

При этом, говоря о проекте, министр сообщил, что для окупаемости производства в РФ поездов для высокоскоростной магистрали необходимо закупать составы не только для участка Москва - Казань.

"Чтобы идти в эту историю, нужно строить поезда на своей территории. Нужно заказывать минимум 50-100 таких поездов, а это большое количество для ВСМ. Это большая программа, большие капиталовложения. Поэтому мы, скорее всего, в этом ключе будем докладывать, просить президента нас поддержать. Если такая поддержка будет получена, мы в этом проекте будем двигаться дальше", - заявлял он.

ВСМ Москва - Казань предполагается проложить по территории семи регионов, на которых проживает более 25 млн человек. В 2015 году в Москве был подписан меморандум о формах сотрудничества, модели финансирования проекта как приоритетного участка евразийского транспортного коридора Москва-Пекин. Строительные работы предполагается начать в 2019 году - с участка Железнодорожный (Подмосковье) - Гороховец (Владимирская область) - он позволит запустить движение между Москвой и Нижним Новгородом. Общая потребность в финансировании оценивается в 621,5 млрд рублей в ценах соответствующих лет (без учета НДС), из которых 200 млрд рублей ожидаются из федерального бюджета, говорилось в проекте финансового плана РЖД.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще