Москва. 22 апреля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ - В I квартале в Москве побит исторический рекорд по введению в эксплуатацию офисных площадей, было введено 700 тыс.кв.м, заявил в среду Денис Соколов, руководитель отдела исследования компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko на конференции "Позитивные перемены рынка недвижимости, строительства, финансов", организованной Московским бизнес-клубом.
По его словам, это парадоксальная ситуация, так как сегодня спрос вернулся на уровень 2001 года. По мнению Д.Соколова, в офисном сегменте сейчас самая тяжелая ситуация. "Спрос упал, а предложение продолжает расти, как и раньше. Бизнес не растет, и нет соответственно потребности в офисных площадях", - сообщил он.
По мнению эксперта, спрос на офисную недвижимость может подтолкнуть только оживление бизнеса.
По словам Д. Соколова, сейчас есть офисные здания, у которых нет шансов сдаться вообще. "Некоторые будут достраиваться и консервировать объекты, так как шансов сдать площади в аренду у них нет", - прогнозирует эксперт. На данный момент уровень цен на офисную недвижимость составляет $700 в классе А и менее $500 в классе В, который может снижаться в процессе переговоров, говорит Д.Соколов.
Сейчас на рынке встречаются такие ситуации, когда арендные каникулы достигают 6-9 месяцев, отмечает эксперт.
По прогнозам Д.Соколова, в ближайшее время класс С, которого около 15 млн кв.м в столице, может стать хорошим ресурсом. В то же время офисы класса А страдают сильнее всех: "Класс В более интересен, так как арендаторы обращаются к нему, в том числе и для переезда в более дешевые помещения из класса А".
Рассказывая о торговой недвижимости, эксперт отметил, что здесь все еще сохраняется базовый спрос, однако отмечается падение доходов арендаторов и торговых центров.
"Спрос здесь есть, но есть опасность падения доходов населения. Также в ближайшее время должно произойти изменение потребительских предпочтений, которые могут сместить в более низкий сегмент", - считает Д.Соколов. Так, по его словам, в торговых центрах будет смещаться целевая аудитория к более низкому ценовому спросу, и торговые центры, рассчитанные на дорогие сегменты, потеряют больше аудитории, чем те, которые рассчитаны на более низкие сегменты.